26 ноября 1956 года на экраны вышла мелодрама «Весна на Заречной улице». Эта картина стала настоящим «балом дебютантов» — Марлен Хуциев и Феликс Миронер впервые писали сценарий и пробовали себя в качестве режиссёров полнометражного фильма, Радомир Василевский в первый раз встал за камеру, а Юрий Белов, Николай Рыбников, Геннадий Юхтин и Нина Иванова сыграли первые большие роли.
В съёмочной группе все были примерно одного возраста и прекрасно понимали друг друга. Работа шла легко и весело, несмотря на то, что съёмки растянулись на целых три года.
Николая Рыбникова на роль сталевара Саши Савченко взяли не разу. Директор картины настаивал на утверждении другого актёра, но на защиту Рыбникова встал Марлен Хуциев, у которого Рыбников снимался в дипломной работе. Режиссёр потребовал провести повторные пробы.
Рыбникова вызвали ещё раз и дали ему сыграть сцену признания в любви. В этот раз директор картины проникся и дал добро на съёмки актёра.
Нина Иванова, которую утвердили на роль учительницы русского языка и литературы Татьяны Сергеевны, даже не думала связывать жизнь с кино. Она училась в медицинском институте и мечтала стать врачом. Однажды Нина по дружбе согласилась сыграть в дипломной короткометражке знакомого студента ВГИКа.
Эту работу увидел режиссёр Марлен Хуциев и позвал красивую девушку на съёмки «Весны на Заречной улице». Отношения с экранным партнёром Николаем Рыбниковым у неё сразу не заладились — актёр считал, что Иванову утвердили исключительно за внешность, а не за талант, и даже прозвал её «дубиной».
К тому же на съёмках у Ивановой случился роман с женатым оператором Радомиром Василевским, который после «Весны на Заречной улице» ушёл из семьи. Поговаривали, что на экране Нина такая красивая, потому что оператор смотрел на неё влюблёнными глазами.
После премьеры они поженились и переехали в Одессу, где продолжили работать на киностудии. Однако уже через четыре года развелись — одной из причин стал отказ Нины получить актёрское образование.
Спустя восемь лет после премьеры Нина Иванова снова предстала в образе Татьяны Сергеевны в комедии «Лёгкая жизнь», где её героиня появилась на встрече выпускников. Однако её душа всё ещё не лежала к профессии актрисы.
Иванова мелькала на экране до середины 70-х, затем работала помощником режиссёра, помогала снимать «Ералаш». В 90-е актриса вернулась к истокам и стала медсестрой в больнице. Об актёрском прошлом она вспоминать не любила и признавалась, что «Весну на Заречной улице» так и не посмотрела.
Снимать фильм о сталеварах уехали в Запорожье, где находились знаменитые на весь СССР металлургические комбинаты. Перед началом съёмок Николая Рыбникова отправили учиться варить сталь. У мартеновских печей актёр провёл полторы недели, отрабатывая полноценный рабочий день.
Обучал его 23-летний сталевар Григорий Пометун, который к тому времени уже получил звание почётного металлурга. Рыбников сдружился со своим наставником — после съёмок они общались много лет.
В Запорожье съёмочная группа приехала поздней осенью. Планировалось снять несколько сцен со снегопадом, но погода подводила — в городе было сухо. Тогда режиссёр решил переехать в Новосибирск, где уж точно проблем со снегом не было. Первыми со своей техникой уехали операторы и осветители, чтобы подготовить новую съёмочную площадку к работе.
Но как только они покинули Запорожье — выпал снег! Хуциев тут же отменил переезд остальной съёмочной группы, но какое-то время пришлось работать без нужного оборудования. Чтобы снять метель, в парке сгребли весь снег и лопатами кидали его на крутящийся винт специально пригнанного самолёта-«кукурузника».
Мелодия знаменитой песни «Когда весна придёт, не знаю» была написана композитором Борисом Мокроусовым еще в 1948 году для спектакля Вахтанговского театра «Макар Дубрава». Придумать текст попросили поэта Алексея Фатьянова. Чтобы проникнуться атмосферой фильма, тот поехал на съёмки. Поэт очень переживал, что в песне есть всё — и любовь, и дружба, и романтика, — вот только завода нет.
После долгих раздумий нашлась нужная «заводская проходная». Но когда Фатьянов захотел напечатать эти стихи в ежегоднике «День поэзии», ему отказали, заявив, что завод и мартеновские печи в лирическом произведении неуместны. По воспоминаниям режиссёра, поэт расстроился до слёз.
В фильме песню исполнил Николай Рыбников, а на гитаре аккомпанировал тогда ещё начинающий оператор Пётр Тодоровский.
Название улицы Заречной придумал автор сценария Феликс Миронер. После того, как фильм посмотрело более 30 миллионов зрителей, а песни и цитаты ушли в народ, Заречные улицы появились сначала в Запорожье и Одессе, а потом в Москве.
Сейчас улица с таким названием есть в 30 городах бывшего СССР. В Запорожье установлено два памятника сталевару Саше Савченко и один — учительнице Татьяне Сергеевне.