Драматурга Александра Вампилова сложно назвать автором-юмористом, больше он запомнился как создатель сюжетов драматичных, герои которых переживают душевные кризисы. Однако в его творчестве были истории водевильные, с забавными персонажами и непредсказуемыми поворотами. Пьеса «Несравненный Наконечников» — последнее произведение драматурга.
Вампилов так и не успел её завершить из-за неожиданного и трагического раннего ухода из жизни. Но сама пьеса жива, уже после гибели писателя её ставили в театрах, а в 1980 году появился короткометражный фильм с одноимённым названием, главные роли в котором сыграли знаменитости.
Правда, финал Александр Вампилов задумал (но не написал) иной: сценарист Павел Финн придумал свой вариант, и он и представлен в ленте.
Карьера Павла Финна в кино началась в семидесятых, и первый же фильм по его сценарию, написанному в тандеме с Владимиром Вайнштоком, ставшим его многолетним соратником, стал популярным — это была историко-приключенческая картина «Миссия в Кабуле» (1971). Ну и через три года вышел кинохит, который прославил имена сценаристов, — «Всадник без головы» (1973), экранизация одноимённого романа английского автора Майн Рида. С того момента Павел Финн стал одним из самых востребованных сценаристов, работавшим в разных жанрах. Пьесу Александра Вампилова он взялся доделать спустя несколько лет после его гибели, когда она уже шла в театрах. А поставил короткометражку режиссёр Юрий Аникеев, для которого это была первая киноработа. Информации о режиссёре нет, но известно, что
«Несравненный Наконечников» — не только дебютная, но и единственная его лента. Позже режиссёр из страны уехал.
Итак, сюжет. Михаил Наконечников — парикмахер, живущей обычной жизнью. Но один из будничных дней вдруг меняет его жизнь:
в парикмахерской оказывается мужчина, которого преследуют толпы женщин, а одна неотразимая красавица-поклонница на глазах Наконечникова буквально вымаливает у мужчины встречу.
Парикмахер не узнает в мужчине певца Вадима Эдуардова (а это именно он, кумир женщин, сводящий их с ума), но постепенно начинается разговор, в ходе которого Наконечников выясняет, что быть популярной личностью очень привлекательно: по словам Вадима, он отлично зарабатывает. Михаил тоже немного поёт и танцует, но Вадим как эксперт его таланты находит сомнительными. Но зато рождается другая идея — а почему бы Наконечникову не стать драматургом и не начать писать пьесы?
И вот уже парикмахер воображает себя знаменитостью и посматривает на окружающих свысока, покупает в магазине канцелярские принадлежности, пафосно заявляя, что пишет пьесу.
Но есть одна загвоздка…
Главную роль в фильме получил Сергей Лосев. В кино они ролей тогда было ещё мало, но вот в Ленинградском театре комедии он уже создал несколько интересных образов и зрителям запомнился. В восьмидесятые-девяностые актёр будет много сниматься, хотя значимых ролей получится не так много, но настоящая слава придёт к нему уже в российские времена: в новом веке в Сергее Лосеве увидели сходство с Никитой Сергеевичем Хрущёвым, и этого исторического персонажа актёр уже много раз сыграл в кино и на тв.
Вадима Эдуардова, певца с армией влюблённых поклонниц-преследовательниц, сыграл Михаил Боярский. Собственно, ему и не пришлось особо что-то играть, ведь фактически Михаил Боярский тут предстал в образе д’Артаньяна самого себя. Но надо отметить, что герой Боярского отнюдь не заносчив, он на равных и без высокомерия общается с простым парикмахером и даже насчёт его певческих и танцевальных навыков высказывается деликатно.
В роли поклонницы, добившейся-таки встречи, — Любовь Полищук, в роли одного из постоянных клиентов Наконечникова — Михаил Пуговкин. И не могу не удивиться тому, что в короткометражке безвестного режиссёра-дебютанта появились актёры такого уровня.
Короткометражный (чуть более 20 минут) «Несравненный Наконечников», вышедший в 1980 году, не мог, конечно, претендовать на внимание массовой аудитории и всесоюзную признательность.
Фильм остался редкостью, и даже не все поклонники творчества Александра Вампилова знают о его существовании.
Но посмотреть советую. История, может, и незамысловатая, но любопытная и в где-то поучительная, при этом забавная. Да и увидеть на экране такой актёрский ансамбль — отдельное удовольствие.
В заключение скажу, что для меня Александр Вампилов — это «Валентина» (1981) и «Отпуск в сентябре» (1979), фильмы, которые комедиями уж точно не назовёшь. Поэтому «Несравненный Наконечников» для меня стал своего рода открытием и ещё одной возможностью увидеть другую сторону драматурга. А как вы считаете, комедии удавались Александру Вампилову или он всё-таки мастер драмы?