Экранизация мистической повести Гоголя занимает особое место в нашем кино. По сути, фильм так и остался единственным полноценным ужастиком советского кинематографа. И единственным удачным воплощением этого произведения на экране. Все последующие интерпретации гоголевской классики не выдерживают никакой критики. Оригинальный же фильм производит жуткое впечатление до сих пор. Предлагаю вспомнить, как снималось это новаторское кино, и что осталось за кадром знаменитой советской нетленки.
Инициатором экранизации повести стал тогдашний директор Мосфильма, режиссер Иван Пырьев. Эту работу он поручил сделать двум студентам режиссерских курсов Георгию Кропачеву и Константину Ершову. Но те благополучно задание завалили. Уже в самом начале съемок их подход совершенно не устроил Пырьева. Спасать проект доверили опытному киносказочнику Александру Птушко.
К своей работе мэтр подошел со знанием дела. Придумал декорации – в павильоне Мосфильма была выстроена бутафорская церковь, которая долго наводила ужас на работников киностудии. Пригласил целую команду мастеров по пластическому гриму. Полностью переделал образ главного героя – того самого Вия. Если у первых режиссеров это был просто немощный старец, которого поддерживала за руки всякая нечисть, то в версии Птушко Вий превратился в огромное чудовище.
Играл его непрофессиональный актер – силовой акробат Николай Степанов. Он был рослым и физически крепким, и смог без проблем носить на себе тяжеленный костюм своего героя. Сам костюм был изготовлен из нескольких слоев мешковины, пропитанной смолой. Руки были вылеплены из гипса, глаза – изготовлены из светоотражающего стекла, а веки откидывались с помощью специально сконструированных шарниров.
На роль Хомы Брута пробовались Михаил Кокшенов и Вячеслав Невинный. Но потом эта роль отошла Леониду Куравлеву. Артист очень хотел попробовать себя в новом амплуа, несмотря на то, что уже был занят в другом проекте. Не удалось найти актрису на роль старой ведьмы. Все женщины отказывались прямо на кинопробах. В итоге ведьму сыграл актер Николай Кутузов. Но и он от этой роли оказался не восторге. Говорят, пару раз срывался и на съемках злоупотреблял алкоголем.
В роли Панночки вначале утвердили Александру Завьялову. Актриса идеально попала в образ. С ней была отснята уже половина материала. Но потом ее решили заменить. О причинах замены тогда ходило много слухов. По одной из версий, актриса тяжело заболела и от дальнейшей работы отказалась сама. По другой, Завьяловой запретил сниматься ее возлюбленный – грузинский режиссер Резо Эсадзе, дико ревновавший актрису.
Есть и третья версия. Заменить Панночку якобы распорядилось руководство киностудии. В творческой среде Завьялова считалась актрисой неблагонадежной. Однажды барышня закрутила роман с американским бизнесменом, летевшим из Москвы в Одессу. Отношения закончились ничем. Американца заподозрили в шпионаже и выслали из страны. А Завьялова с тех пор попала под пристальное внимание советских спецслужб. Киностудиям рекомендовали не брать Завьялову на главные роли.
На роль Панночки стали искать другую актрису. Пробы проходили Ада Роговцева, Жанна Болотова, Елена Санько, Светлана Коркошко. Но ни одна из них не попала в образ. Зато в роли Панночки отлично смотрелась Наталья Варлей. На всю страну только что отгремела «Кавказская пленница», и барышня была в зените славы. Для создателей фильма – как раз то, что нужно. К тому же она была очень спортивной – как-никак работала гимнасткой в цирке. И была совершенно не суеверной.
Материалы, отснятые с Завьяловой, были стерты. Однако в фильм каким-то образом попал один кадр с ней. Помните эпизод, когда отец оплакивал дочь? Если внимательно присмотреться, то в гробу в образе Панночки можно заметить Александру Завьялову.
Для работы были сделаны три гроба. В одном Панночка должна была просто лежать. Второй предназначался для съемок общих планов. А третий представлял собой сложную подвижную конструкцию. Он был подвешен на специально изготовленных металлических струнах. В основании вмонтировали кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. А под одеждой у нее находилась еще одна опора. Крутилась вся эта конструкция на стреле крана.
И все же, несмотря на все меры предосторожности, страховка однажды подвела. Во время съемок одной из летающих сцен актриса выпала из гроба прямо под шестнадцатиметровым потолком. Дело могло закончиться очень печально, если бы не подоспел Леонид Куравлев. Актер вовремя успел подхватить падающую Варлей. Позже Наталья признавалась, что жутко боялась высоты. А работой в цирке пыталась свой страх преодолеть.
В фильме были задействованы и другие цирковые артисты. В роли нечисти. Загримированные спортсмены изображали рослых демонов и упырей, а чудовищ поменьше – сыграли карлики. В качестве мистических животных режиссер с оператором использовали кошек, ворон, филинов и летучих мышей.
Эпизод с упырями, которые ползали по вертикальной стене, снимали на макете. Из досок смастерили стену и установили ее к полу под наклоном. Пока артисты медленно ползли по поверхности, оператор кружил над ними сверху на кране. Получился эффект вертикальной стены.
«Вий» стал одним из самых успешных советских фильмов. В год выхода кинокартину посмотрели 32 миллиона советских зрителей. Более того, ужастик закупили для проката США, Аргентина, Финляндия. В наши дни повесть Гоголя экранизировали еще несколько раз. Но ни один новодел так и не смог сравниться с оригиналом.