Итак, отличник и очкарик Витя Глушаков (внешность будущего Гарри Поттера!) сочиняет повесть о борьбе индейцев с бледнолицыми и находится в перманентном конфликте с местным хулиганом Петькой Томилиным, коего выводит на страницы своей книги под именем «дубина Том».
В один прекрасный день судьба сводит апача Витю со спивающимся работягой Аркадием (Леонид Куравлёв, играющий тут логическое продолжение своего Афони).
Между ними завязывается парадоксальная дружба, в ходе которой Аркадий, в основном, учит Глушакова, дурному (нет, не пить всё, что горит, но всякие названия, типа «Фетяска» отличник-индеец выучивает быстро).
Впрочем, Аркадий не пoдонок, а пропащий. Он «выручает» Витю, придя на родительское собрание вместо его отца-кибернетика, чем пугает общественность, подкручивает электросчётчик, чтобы тот показывал низкие значения, приводит с собой пьяненьких собутыльников, занимает у ребёнка деньги.
Всё это явлено смешно и задорно, как в любой «комедии положений». Всё заканчивается позитивно, и Аркадия – на все руки мастера – берёт к себе на работу директор стадиона, отец «дубины Тома» (Михаил Кокшенов).
В этом фильме интересна даже не сама фабула, хотя, она не лишена остреньких поворотов. Здесь самое важное – фон бытия. Нам показывают совершенное спокойствие и ту самую стабильность, которую чуть позже назовут «застоем».
Перед нами – провинциальный, хотя и крупный город (снимали в Днепропетровске), где имеется передовой научный центр, где трудится Глушаков-старший (Игорь Ясулович), хорошая школа с более-менее приличными детьми – драка Тома-Томилина с апачем становится ЧП и собирают родительский комитет!
Мягкая и добрая солнечность. Алкоголики – и те, не опустившиеся и мерзкие, но какие-то мультяшно-плюшевые.
Саундреком звучит «Маэстро» Аллы Пугачёвой. Тогда было как-то много Аллы Борисовны везде и всюду. Но! Действительность была жёстче, и такой Глушаков никогда не стал бы контактировать с мужиком, типа Аркадия. Просто звёзды не сошлись бы!
Однако сам бэкграунд изображён весьма точно. Я в своё время писала об очень приятной эпохе, случившейся после Олимпиады и продолжавшейся до 1985-1986 гг. Расслабленность, мечтательность, уют. А ещё — материальный достаток.
Авторы фильма – Геральд Бежанов и Анатолий Эйрамджан лучше иных ощущали своеобразие текущего момента – их «Самая обаятельная и привлекательная» (1985) – наиболее точное отражение предперестроечной «пятилетки».
И «Витя Глушаков…» — из той же серии. Мальчик пишет приключенческие истории, подражая Фенимору Куперу, но готовится стать математиком. Общается с красивенькой девочкой, что поддерживает его во всём, включая дружбу с Аркадием.
Люди – добры. Мир – безопасен. В кинотеатре – нечто снова про индейцев (ГДР-овское, с Гойко Митичем), предваряемое киножурналом о пьяницах. И эта пагуба здесь явлена, как что-то уморительно-комическое, нелепое, но при всём том – легко исправимое.
Даже пионеры могут помочь заблудшему выйти на правильный путь! Повторюсь – жизнь была сильно сложнее. Однако такие сюжеты создавали позитивную картину мира. И, что самое удивительное, создают по сию пору.