«Влюблён по собственному желанию»: почему Олег Янковский отказался сниматься в продолжении фильма

В это почти невозможно поверить, но лирическая комедия «Влюблён по собственному желанию», которую хочется пересматривать и сегодня, вышла на экраны 40 лет назад. Рассказываем о том, как снимался этот фильм.

«Влюблён по собственному желанию»: почему Олег Янковский отказался сниматься в продолжении фильма

Когда-то успешный спортсмен, а ныне злоупотребляющий алкоголем рабочий завода, случайно знакомится с невзрачной библиотекаршей.

Они заключают соглашение влюбиться друг друга с помощью аутотренинга и каждодневной работы над собой.

Сложный сценарий

Удивительно, но фильм планировался вовсе не о любви. Начиная с 1970-х годов, когда психология перестала считаться лженаукой, советские граждане стали интересоваться самопознанием.

В числе прочих в научно-популярных журналах того времени выходили статьи и об аутотренинге, методике самовнушения.

У режиссера фильма Сергея Микаэляна были с аутотренингом свои «отношения». Он прошел войну, был дважды ранен.

И, по собственному признанию, еще во фронтовых окопах под Ржевом будущий режиссер преодолевал страх с помощью самовнушения.

Впоследствии он всю жизнь занимался аутотренингом и мечтал поделиться опытом с другими.

Задумав сценарий под рабочим названием «Сотвори себя сам», Микаэлян хотел приобщить зрителей к работе над собой, рассказать о том, что человек силой мысли может изменить не только свою жизнь, но и жизнь окружающих, стать счастливее…

Но задумка задумкой, а интересная история из нее у Микаэляна не получалась.

Надо сказать, у Сергея Герасимовича был серьезный творческий кризис. Один из снятых им фильмов лег на полку, другой — запрещен сразу после премьеры, в третий он никак не мог найти актера на главную роль, а тут еще и сценарий не клеится.

Он его даже было забросил, увлекшись историей о «беглом» танцовщике балета Александре Годунове, но и этот фильм запретили еще на уровне сценария, и Микаэлян вернулся к теме аутотренинга…

Он привлек к работе журналиста «Известий» Александра Васинского, но через полгода тщетных попыток выписать интересный сюжет, Микаэлян обратился к Виктору Мережко, — одному из самых успешных сценаристов 1980-х годов.

Режиссер купил большой брикет мороженого за 48 копеек, отправился к нему домой и с порога сказал: «Витя, я пришел тебя подкупать! Спасай».

И за считаные дни Мережко превратил задумку о самосовершенствовании личности в лирическую комедию!

Но в успех фильма он не верил, и к тому же не хотел быть третьим сценаристом в титрах, а потому от упоминания своего имени отказался, о чем потом жалел.

Главные роли

На роль библиотекарши Микаэлян без проб пригласил актрису Малого театра Евгению Глушенко несмотря на то, что по сценарию Вера была совсем другой — худой, с вытянутым лицом и длинноносой.

Актриса с интересом согласилась на роль, для которой ее превращали в дурнушку — рисовали прыщики, добавляли лишний вес накладками, делали некрасивую прическу…

Глушенко не жалела себя и мазала волосы глицерином для создания дополнительного эффекта неухоженности.

По задумке режиссера, героиня должна была эволюционировать на глазах у зрителей, — они будто видели ее глазами главного героя.

Если поначалу она казалась полной сутулой женщиной непонятного возраста с посредственной внешностью, то к концу она менялась и хорошела.

Главный герой тоже сильно отличался от образа, прописанного в сценарии. Начнем с того, ему должно было быть максимум 25 лет, но ни один актёр этого возраста Сергею Микаэляну не нравился.

Возрастной диапазон расширили. На роль рассматривались Борис Щербаков и даже Александр Абдулов, но все было не то. В итоге, Евгения Глушенко сама предложила режиссеру рассмотреть кандидатуру Олега Янковского.

Янковский уже снимался у Микаэляна, сыграв парторга в фильме «Премия», вышедшем в 1974 году.

И режиссеру даже не пришло в голову представить себе Олега Ивановича в качестве алкоголика, зато сам актер принял предложение с восторгом и в дальнейшем называл роль Игоря Брагина одной из своих самых любимых.

Янковскому на тот момент было около 40 лет. Все мы знаем, что он был неотразим до конца жизни.

Но залысины у него появились рано, и Микаэляну казалось, что с ними Брагин выглядит совсем уж забулдыгой. Поэтому Янковскому надевали полупарик-чёлку.

Всеволод Шиловский, которому предложили роль соседа-собутыльника Коли, поначалу от нее отказался. Он занимался спортом и посчитал, что создатели глумятся над спивающимся спортсменом.

Но когда актер узнал, кого утвердили на главные роли, изменил свое решение. Шиловский с Янковским на съемках сдружились и постоянно разыгрывали группу.

Так, однажды прямо перед рабочей сменой Микаэлян обнаружил актеров в гостиничном номере пьяными вусмерть. Они не хотели работать, а требовали продолжения банкета.

Помощники из числа съемочной группы с невероятным трудом дотащили их до киностудии, заволокли на третий этаж в режиссерскую комнату, когда выяснилось, что актеры абсолютно трезвы!

Следуя за Янковским

«Влюблен по собственному желанию» — проект «Ленфильма», но действие картины разворачивается в Москве.

Часть сцен отсняли в столице, но всё остальное, включая поездки героев в Подмосковье, снимали в Узбекистане: театр Ленком, где служил Янковский, поехал на гастроли в Ташкент, затем актер должен был приступать к съемкам в «Полетах во сне и наяву», а потому съемочная группа поехала на гастроли вместе с ним.

Подмосковье в Узбекистане создать было непросто. Много времени ушло на поиск локаций и создание с помощью декораций пейзажей среднерусской полосы.

Устанавливали даже бутафорские деревья на заднем плане.

Из Ленинграда специально привезли изготовленные на «Ленфильме» копии обелисков и памятников солдатам, так как братских могил времен Великой Отечественной войны в Узбекистане попросту нет.

Секретная премия

Премьера фильма «Влюблен по собственному желанию» состоялась 1 ноября 1982 года. Картину к показу закупили сразу 26 стран! Фильм имел грандиозный успех в прокате — на каждом сеансе были аншлаги.

В том году Олег Янковский был назван «лучшим актёром года» по версии журнала «Советский экран». А Евгения Глушенко за роль Веры получила очень важную премию — «Серебряного медведя» XXXIII Берлинского международного кинофестиваля.

А поскольку это была награда Западной Германии, в советской прессе о достижении актрисы даже не сообщили.

В начале 2000-х годов Сергей Микаэлян хотел закрепить успех и снять сиквел под названием «Развод по собственному желанию», рассказывающий о дальнейшей судьбе Веры и Игоря.

И если Евгения Глушенко отреагировала на это с энтузиазмом, то Олег Янковский отказался, сказав, что дважды в одну воду не входят.

Несколько лет спустя Микаэлян подарил сценарий молодому режиссеру Илье Северову, и фильм был снят в 2015 году как отдельная история.

Оцените статью
«Влюблён по собственному желанию»: почему Олег Янковский отказался сниматься в продолжении фильма
«Вор» — лучшая работа Павла Чухрая. Почему режиссер считал, что фильм «не получился»?