Водевиль, который сочли бенефисом Олега Табакова, хотя главные роли играли другие

Музыкальная комедия «Вакансия» (1982) режиссёра Маргариты Микаэлян заслужила отзывы противоречивые, но критики единогласно сошлись во мнении, что

лучше всех в картине выглядел Олег Табаков. Но даже его блистательная игра не спасала фильм от некоторых нападок и упрёков в отходе от литературного оригинала и его прерывистости,

из-за которой лента больше похожа на сборник музыкальных номеров, чем на стройное и цельное повествование.

Литературный оригинал «Вакансии» — это пьеса Александра Островского «Доходное место», которая уже театральных сценах идет уже больше полутора веков, и всякий раз с успехом. Маргарита Микаэлян, будучи режиссёром в большей степени театральным, и для своих работ кино выбирала именно пьесы. Так, его кинодебютом стала экранизация всё того Островского — в 1978 году вышла комедия «Красавец-мужчина», поставленная по одноимённой пьесе классика. И для первого фильма, и для следующего Маргарита Микаэлян сценарии написала сама. Правда, в случае «Вакансии» ей пришлось пожертвовать некоторыми сюжетными линиями, на что позже критики указывали как на недостаток.

В центр сюжета сценарист поместила Василия Жадова, молодого чиновника, не желающего жить бесчестной жизнью, то есть, мошенничать, заниматься обманом и, конечно, брать взятки.

Жадов, честный и принципиальный, рассчитывает, что и его невеста Полинька Кукушкина поддержит такой образ жизни.

Полинька — девушка милая и обаятельная, но недалёкая, она ориентируется на сестру Юлиньу, даму куда более прагматичную и оборотистую. В женихах у Юлиньки ходит Онисим Белогубов, которому чужды моральные терзания и который ради выгоды и обогащения не будет стесняться. Белогубов претендует на вакантное место (и весьма доходное) — место столоначальника. Его же может при помощи влиятельного дяди занять и Василий Жадов, но он наотрез отказывается пользоваться услугами родственника. Но лишь до тех пор, пока Полинька, уже жена, не решится от него уйти из-за бедности. Тогда-то Василий придёт на поклон к дяде, но закончится всё непредсказуемо.

Роли молодых героев получили Леонид Каюров (идеалист Жадов) и Виктор Проскурин (рационалист Белогубов).

Оба были уже прекрасно известны зрителям, хотя у Виктора Проскурина фильмография была в разы больше. Леонид Каюров, сын легенды советского театра и кино Юрия Каюрова, постоянного исполнителя роли В. И. Ленина, карьеру начал очень ярко и был одним из самых многообещающих представителей поколения. Но с годами актёр понял, что светская жизнь не для него. Леонид Каюров ещё некоторое время будет сниматься для кино и тв, работать в театре, но в середине восьмидесятых посвятит себя религии. Сейчас он служит в одном из московских храмов.

Роли сестёр Кукушкиных сыграли Марина Яковлева (Полинька) и Татьяна Догилева (Юлинька), тоже яркие и характерные актрисы, а их маменьку-вдову — Екатерина Васильева.

Тут отмечу, что в картине есть музыкальные номера с песнями и танцами, и несколько композиций исполняет героиня Екатерины Васильевой. Актриса к числу поющих не относилась, так что для записи её номеров пригласили Ларису Долину.

На мой субъективный взгляд, решение не слишком удачное — голос Ларисы Долиной не подходит внешности Екатерины Васильевой и даже не похож на него.

В роли важного дядюшки Василия Жадова, властительного чиновника Вышневского, — Ролан Быков, а его подчинённого Юсова с большим самомнением сыграл Олег Табаков. Олег Табаков, которого Маргарита Микаэлян знала ещё с времён своих первых постановок в театре «Современник», был одним из её любимых актёров, он появился в трёх из четырёх фильмов режиссёра.

Совсем маленькая роль, но забавная роль горничной досталась Вере Ивлевой, актрисе с необычной внешностью, настоящей королеве эпизода.

Представленный зрителям летом 1982 года водевиль прошёл без особого успеха. Критики сочли экранизацию неудачной и слишком прямолинейной и плоской, отметив, что удаление ряда важных персонажей, которые были в пьесе, на пользу фильм не пошло. Юрий Богомолов писал:

«Похоже, что Маргарита Микаэлян, снимая «Вакансию», не подозревала, как доходно «Доходное место», какое богатство эта пьеса, какие возможности в ней заключены для создания хотя бы того же музыкально-пластического зрелища, если эта форма была так заманчива для автора картины. Но если экранизация далеко ушла от первоисточника, то не из-за того, что обрела музыкальную форму. Скорее потому, что форма эта недостаточно последовательно реализована».

При этом особо была отмечена игра Олега Табакова, хоть ему достался и не центральный персонаж. Музыкальные вставки с Табаковым сравнивали с эффектным психологическим аттракционом, наполненным изрядной долей юмора на грани эксцентрики. Но, увы, даже участие Олега Табакова, как, впрочем, и других именитых актёров, не помогло «Вакансии» войти в число любимых музыкальных комедий. От себя добавлю, что фильм вообще-то неплох, не стала бы называть его провальным. Да и актёрский ансамбль всё же хорош, и это безусловное достоинства «Вакансии».

Ну и снова в процессе подготовки узнала, что «Доходное место» перенесли на экран и в российские времена. Сделал это Игорь Масленников, фильм «Взятки гладки» вышел в 2008 году. Там персонажей больше, и, возможно, сюжет передан ближе к пьесе. Эту версия не смотрела, мнения составить не могу. Но если вы с ней знакомы, то поделитесь впечатлениями.

А как вы считаете, комедия «Вакансия» отразила идеи Островского? Или это уже не совсем его пьеса?

Оцените статью
Водевиль, который сочли бенефисом Олега Табакова, хотя главные роли играли другие
Почему фильм «Спортлото-82» не стал «выигрышным билетом» для Леонида Гайдая. Мнения кинокритиков тех лет