Военная драма, где показали немцев у самых границ Москвы

В фильме «У твоего порога» (1963) режиссёра Василия Ордынского нет ни масштабных фронтовых массовых сцен, ни эффектно снятых боёв.

Авторы драмы показали лишь небольшой эпизод из военных будней, эпизод, из которого складывалась война и каких были десятки тысяч.

Всего несколько солдат, расположившихся с зенитной пушкой в деревенском огороде, и беспомощная семья из матери и троих детей — вот и все герои ленты.

У режиссёра Василия Ордынского кинокарьера сразу начала складываться удачно. Окончив ВГИК, он тут же начал снимать, и его фильмы зрителям нравились. Молодой режиссёр работал без устали,

«У твоего порога» стал его шестой работой (а ведь с момента получения диплома не прошло и десяти лет!).

Эта картина — первая военная в фильмографии Ордынского. Он сам прошёл через фронт и ему посчастливилось вернуться живым. Василий Ордынский говорил, что давно мечтал сделать ленту о войне, но не находил подходящего материала.

И во в начале шестидесятых ему попал в руки сценарий Семёна Нагорного «У твоего порога». Нагорный в начале войны стал ополченцем и принимал участие в обороне Москвы. Именно этой теме, ключевой в истории Великой Отечественной, и был посвящён сценарий.

Василия Ордынского привлекла и неспешность повествования, и своего рода камерность сюжета, и тщательность, с которой Нагорный выписал героев, и, конечно, атмосфера — ощущение грядущей катастрофы, но всё же с проблесками надежды.

Место съёмок выбрали сразу, в западной части Подмосковья, где и происходили описанные в сценарии события. Основной базой стала станция Дорохово и деревни поблизости.

Даже время съёмок было приближено к истории: киношники работали глубокой осенью, когда уже выпал первый снег. Позже Василий Ордынский говорил, что актёрам и остальным участникам группы пришлось непросто: погода стояла холодная и мокрая, но никому не приходило в голову жаловаться.

На главные роли утвердили Юрия Горобца, Виктора Филиппова, Бориса Юрченко, Романа Хомятова.

Роман Хомятов, кстати, дебютировал в кино всего пару лет назад у того же Ордынского в драме «Тучи над Борском» (1960), а потом снялся у него и в следующей ленте «Большая руда» (1964).

Роль хозяйки дома, где остановился орудийный расчёт, получила Надежда Федосова.

Её героиня, вроде бы второстепенная, стала важнейшей фигурой в сюжете, ведь как раз с ней происходят самые разительные изменения.

Если поначалу это просто деревенская женщина, трудолюбивая, рачительная, погружённая в хозяйственные заботы, то в финале она, став участницей боя с фашистским танком, превращается в символ сплочённости армии и самых обычных людей, той самой сплочённости, которая и помогла победить.

Коллега Василий Ордынского, режиссёр Николай Коварский потом отозвался об этом образе так:

«Мать изменяется не «вдруг». Федосова играет эту роль так, что вы понимаете — мужество, стойкость, бесстрашие не появились в её героине внезапно, они всегда были заложены в её душе. Образ этот так, как он был написан автором сценария, задуман режиссёром и сыгран актрисой, — раскрывается в самой сущности своей, в том, что составляет неизменное, постоянное, наиболее важное в человеке».

Также в фильме появились Лилия Дзюба в роли дочери хозяйки, Пётр Любешкин, Николай Граббе, Станислав Соколов, Юрий Смирнов.

Эпизодическая роль досталась совсем молодому дебютанту, который спустя десять лет станет лицом советской милиции, — Георгию Мартынюку.

Фильм «У твоего порога» вышел весной 1963 года, к концу года его посмотрели больше 13 миллионов зрителей, но с годами картину затмили более зрелищные военные ленты. Эта драма немногословна, она не рассчитана на внешний эффект, эта история для молчаливого и задумчивого восприятия.

И когда люди на экране задаются всерьёз и с опаской вопросом, войдут ли фашисты в Москву, то вольно-невольно тоже думаешь (несмотря даже на историю), а не сдадут ли столицу, ведь идёт к тому?

Сейчас фильм «У твоего порога» не входит в число самых часто показываемых. И, наверное, зря, потому что это кино заставляет думать. Всё тот же Николай Коварский о ленте написал:

«На экране — та сила народа, которая и превращает трагедию, показанную в фильме «У твоего порога», в трагедию оптимистическую».

Оцените статью
Военная драма, где показали немцев у самых границ Москвы
Классный анекдот про похудение, плюс немного топовых шуточек