«Вокзал для двоих»: финальная сцена фильма основана на реальной истории заключенного ГУЛАГа

Чиновники от Госкино никогда бы не утвердили сценарий, если бы знали, что финал картины основан на случае из жизни «врага народа». Советские зрители смеялись, умилялись, искренне переживали героям Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили, и даже не догадывались, что нечто подобное произошло в одном из сталинских лагерей.

40 лет назад, в июне 1983 года в советский кинопрокат вышла комедийная мелодрама «Вокзал для двоих» от великого тандема – режиссера Эльдара Рязанова и автора сценария Эмиля Брагинского.

На всякий случай напомню финал картины. Официантка Вера (Гурченко) приехала на длительное свидание в колонию, где отбывает свой срок Платон Рябинин (Басилашвили).

Следующие сутки они проведут вместе, и не в лагере, а на воле. Но утром заключенный обязан явиться к построению. Опоздание из отпуска, хотя бы на минуту, будет считаться побегом.

Как мы помним, влюбленные проспали, а потому вынуждены бежать до колонии целых 10 км, чтобы не опоздать. В руках Платона тяжелый аккордеон, Вера рядом, помогает и подбадривает уже немолодого мужчину.

Они завалятся на дорогу без сил всего в нескольких десятках метрах от зоны. На поверке объявляют фамилию заключенного Рябинина. В строю его нет, но начальник караула слышит знакомые звуки аккордеона…

Несмотря на то, что эта сцена финальная – снимали ее самой первой, в феврале 1982 года в Подмосковье. По словам Людмилы Гурченко термометр показывал минус 28 градусов.

В 1983 году советские зрители не знали самого главного: история с опозданием правдивая, хотя и немного приукрашенная, а произошла она с политзаключенным. Эльдар Рязанов слышал ее лично от самого героя и других участников события, а правду рассказал только в 1997 году в своих мемуарах «Неподведенные итоги».

Советский поэт Ярослав Смеляков (1913-1972), автор бессмертных стихов «Если я заболею, к врачам обращаться не стану», впервые был арестован в 1934 году, сразу после убийства Кирова.

Тогда взяли несколько новых членов Союза писателей СССР, которых газета «Правда» обвинила в аморальном образе жизни. «Представители богемствующей контрреволюционно настроенной части молодых поэтов» — так Смелякова и его коллег характеризовали в уголовном деле.

По печально знаменитой 58-й статье осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Тогда впервые попал в Коми АССР. После отбытия срока поскитался по стране и перед войной вернулся в столицу.

В сентябре 1941 года мобилизован и отправлен на Карельский фронт. Через месяц попал в финский плен. Следующие три года провел в лагерях для военнопленных. Осенью 1944 года, после заключения перемирия с Москвой, Финляндия передала всех советских граждан в СССР.

Смеляков оказался в фильтрационном лагере, где провел несколько месяцев, работая на шахте в Тульской области. Благодаря заступничеству коллег, в том числе Константина Симонова, был освобожден и вернулся в Москву.

В 1951 году арестован повторно. На этот раз его обвинили в измене Родине (за якобы добровольную сдачу в плен) и в антисоветской пропаганде. Смелякову «повезло» – чуть раньше Сталин отменил смертную казнь. Приговор – 25 лет лагерей. Поэта отправили отбывать срок в Коми АССР, в приполярный поселок Инта.

После смерти Сталина его приговор пересмотрели, исключили обвинение в измене Родине и заменили «четвертак» на 10 лет. Администрация ослабила режим для части политических заключенных, в том числе и для Смелякова.

Однажды ему даже предоставили однодневный отпуск, провести который можно было в поселении для ссыльных в нескольких километрах от зоны.

Смеляков навестил своих товарищей по несчастью, бывших узников ГУЛАГа, Валерия Фрида (1922-1998) и Юлия Дунского (1922-1982). Они оба учились на сценарном факультете ВГИКа, но, так и не закончив обучение, в 1944 году ушли добровольцами на фронт. И почти сразу были арестованы.

Им припомнили антисоветские разговоры, которые велись в военные годы в компании студентов из разных московских вузов. Всего арестовали и осудили по 58-й статье 13 молодых людей.

Поначалу отбывали наказания в разных местах, но в 1950 году они снова встретились в лагере в Коми АССР. Там же сдружились со Смеляковым. В 1954 году по окончании срока Фрид и Дунский отправлены на вечное поселение в Инту.

Их реабилитируют только в 1956. Вернувшись в Москву, друзья наконец-то закончат обучение на сценарном факультете и создадут известный авторский тандем в советском кинематографе.

По сценариям Фрида и Дунского сняты классические фильмы «Служили два товарища», «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон», «Не бойся, я с тобой», «Экипаж», «Сказка странствий» и др.

Но вернемся в 1955 год. В тот вечер Смеляков, Фрид и Дунский так хорошо отметили встречу, что проспали. В случае опоздания на утреннюю поверку, Смелякову грозила «прибавка» к сроку.

Бегом в колонию, бросились все трое. Более молодые Фрид и Дунский помогали нести вещи и всячески подбадривали и подгоняли великовозрастного, к тому же изрядного ослабевшего на лагерной баланде, коллегу.

Последний отрезок пути будущие кинодраматурги тащили поэта на руках и все-таки успели к построению.

Как видим, Эльдар Рязанов немного изменил реальную историю, и добавил в ней больше драматизма, всучив героям Гурченко и Басилашвили аккордеон.

Оцените статью
«Вокзал для двоих»: финальная сцена фильма основана на реальной истории заключенного ГУЛАГа
Не жалели денег на спецэффекты и затмили Голливуд: как снимали сказку «Старик Хоттабыч»