Вот кому Лариса не нужна, так это Васе!

В обсуждениях драмы Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984) иной раз звучит фраза, точнее вопрос: «А почему Лариса не вышла за Васю? / Почему Васе бы не жениться на Ларисе?»

Повторюсь – эти мысли возникают лишь в связи с просмотром кинокартины, тогда как сама пьеса «Бесприданница» (1878) подобных интерпретаций не допускает. Всё просто – Виктор Проскурин очеловечил и осветлил своего героя, довольно несимпатичного в первоисточнике.

К тому же, по пьесе Вася моложе Проскурина лет на 15. Но фразы-то у Вожеватова — те же. И суть та же. Откровенно говоря, тот наивный вопрос о Васе мне напомнил одну мою детскую игру, когда мы листали книгу по истории костюма — там были картины с дамами и кавалерами, а мы «подбирали», кто на ком женится.

Критерий? Кто кому подходит чисто внешне и формально. Безусловно, для мадемуазель Огудаловой стать мадам Вожеватовой – не так уж омерзительно. К тому же, росли вместе, друг друга знают.

Однако Вася никогда бы не взвалил на себя эту красивую и бесполезную ношу. Больше того – он был не так уж и сильно расстроен, что в орлянку выиграл Кнуров. Почему всё же слегка взгрустнул – поговорим чуть позже, и дело тут не в роскошной Ларисе.

Молодой да ранний деляга Вожеватов – коммерсант до мозга костей. «Всякому товару цена есть, Мокий Парменыч! Я хоть молод, а не зарвусь: лишнего не передам», — в этой реплике он весь.

Да, он таскается в дом к Огудаловым, ухаживает за Ларисой, дарит ей ценные подарки. Но не лишь потому, что она – его друг детства. Мало ли кто с кем играл в пяти-шести-…десятилетнем возрасте?

Он это делает, в основном, затем, чтобы …не отстать от своего кумира и соперника в бизнесе – Мокия Парменыча. Потому-то и было мимолётное смятенье, когда проиграл в орлянку.

Вожеватов явно соревнуется с Кнуровым. Хочет стать круче и мощнее. Но! Для этого надо раздавить в себе слабости. К Паратову относится с восхищённым презрением – а такое возможно. Поэтому берёт за гроши его «Ласточку».

Это – символ, а не плавсредство, без которого можно и обойтись. Но как не умыть этого бонвивана? Огудалова – тоже символ, но …чересчур затратный и не стоящий расходов. Пусть с ней поиграется Кнуров – у того последняя вспышка страсти, и потому готов на многое.

Такой Вася женится по расчёту, а уже потом – годам к сорока — возьмёт себе в пассии какую-нибудь печальную красавицу «из благородных», но без гроша. А, может, и не возьмёт, если это покажется дорогостоящим удовольствием.

Напомню, что Лариса – дворянка. В XIX века этот момент считывался зрителем, а в 1980-х Рязанову понадобилась сцена на кладбище, где мама с дочкой посещают могилу Дмитрия Огудалова, «потомственного дворянина».

Кстати, и для Ларисы брак с Василием – своего рода мезальянс, тогда как с Карандышевым – равный брак. А ещё у Юлия Капитоновича есть, хоть и плохонькое, но именьице. Для Васи посмеяться на Карандышевым — тоже мило дело.

Богатый простолюдин априори любит поддеть напыщенного бедняка-дворянина. А вот ещё один барин – Сергей Сергеич всё прокутил. У того было поместье, а судоходный бизнес, где тот не преуспел – это уже веяние эпохи. Тогда многие дворяне пытались «заводить дело», но не у всех получалось.

Так вот, молодой купец играл с Кнуровым в орлянку, чтобы не уступать без боя. При этом, когда заявил, что «расходов меньше», был в своём духе. Огорчение – как от любого проигрыша старику, с которым соревнуется.

Если бы Кнуров купил «Ласточку» у Паратова, опередивши Васю, была бы та же картина. И расстройство даже побольше. Василий Данилыч в исполнении Проскурина – приятный персонаж, но для него самое главное – это капиталы. И его бизнес.

Оцените статью