Далее – немолодой, но роскошный и брутальный лётчик Иван Баранов.
И? Его антипод – слащавый тенор, толстый и красивый (с его чарующим именем мы ещё отдельно разберёмся). Оба влюблены в хорошенькую девушку, и она, конечно, выбирает военного.
Выбор в пользу восхитительного пилота, пусть и «старого» для двадцатилетней хохотушки даже не обсуждается, ибо чересчур явный.
Его соперник невыносимо забавен со всей этой помадой и наклеенными – даже в повседневной жизни – ресницами.
Этот сюжет можно посмотреть хотя бы потому, что «Воздушный извозчик» — последняя работа сатирика Евгения Петрова (который соавтор Ильи Ильфа) – фильм по сценарию Петрова вышел уже после его гибели и на экране фамилия была обведена траурной рамкой.
Режиссёр картины – Герберт Раппопорт, соавтор (совместно с Александром Ивановским) «Музыкальной истории» (1940), где рассказывалось об оперном певце – этот момент важен и для восприятия «Воздушного извозчика».
Почему? Дальше объясню.
В главной роли – Михаил Жаров, дамский любимец, умевший воплощать всё – от службистов-чекистов и царских сподвижников — до уголовников. Певица Наташа — Людмила Целиковская, уже ставшая любимицей зрителей в амплуа хорошей девочки, немного легкомысленной, однако, если надо – верной и любящей.
Один из самых востребованных типажей в годы войны – американцы называют это girl next door. Основа для pin-up-стиля. Можно сказать, что Целиковская – это наша пин-ап-гёрл, разве что без явной игривости (назовём это так).
И, наконец, третий фигурант действа – популярный, балованный тенор Ананий Светловидов в исполнении острохарактерного Григория Шпигеля.
В те времена охотно использовали грубоватый приёмчик – называли малоприятного героя так, чтобы всем тут же становилось ясно – шансов у такого нет.
Мол, как можно полюбить Анания, да ещё Светловидова? А там и манерность, и самовлюблённость, и повышенная забота о своей драгоценной тушке.
Так вот, насчёт «Музыкальной истории» — в ней играл сам Сергей Лемешев и, когда вышел «Воздушный извозчик» многие недоброжелатели говорили,…
…что Ананий Светловидов – это жестокая пародия на самого Лемешева. И девицы, толпой преследующие его, прямо списаны с тех, что бегали за великим тенором.
Даже называли какую-то особо известную «предводительницу», также спародированную в кинокатине (она в очках).
Несмотря на то, что большая часть фильма повествует о военном времени, это – весёлая комедия, в которой имеется даже эффектная вставка из «Пиковой дамы», где шик Галантного века – посреди войны.
Зал – в форме. Дамы на сцене – в париках с буклями, в фижмах и драгоценностях.
Таких контрастов в кинокартине вообще много – например, летний бал 21 июня 1941 года (не хуже, чем в галантном веке) заканчивается …хроникой вторжения и обороны.
Однако «Воздушный извозчик» не понравился критикам, и газета «Правда» писала:
«Фильм этот явно неудачен. Его герои не стремятся к какой-либо высокой цели». Интересно, что фильмы, герои которых НЕ стремились к высоким целям, и теперь можно смотреть.
А вот «правильное» кино довольно редко выдерживает испытание временем.
Более того — фильм попервоначалу не приняла и комиссия цензоров, точнее, решили не выпускать пока на широкий экран. И тогда его стали возить по фронтам, а Жаров с Целиковской устраивали встречи с бойцами.
И …полюбили друга. Правда, их брак продлился всего пять лет.