«Впервые замужем» и доченька-монстр

 «Впервые замужем» (1979) можно сравнивнить с очень похожей по сюжету «народной» мелодрамой «Москва слезам не верит» (1979). Почему один фильм стал, как я уже отметила – народным, а второй остался в тени – вопрос киноведческий.

И там, и тут – режиссура качественная (а Иосиф Хейфиц будет ещё и получше Владимира Меньшова), исполнители – прекрасные, композиция – стройная, а у «Впервые замужем» ещё и литературная основа качественная – рассказ Павла Нилина.

И, вместе с тем, «Впервые замужем» оказался более жёстким и где-то жестоким. Он показал не сказку, а реальность. Но сегодня хотелось бы поговорить о дочке главной героини– о хорошенькой, балованной Тамаре; её блестяще сыграла Светлана Смирнова.

Недавно мы с вами беседовали об Александре Тихомировой, которую современный психолог назвал «травмированной» девушкой – мол, у неё был комплекс отверженности аж на момент зачатия, а потом – «отсутствующая», холодноватая мать.

Ну, вот вам «присутствующая» и тёплая мама-наседка Тоня (Евгения Глушенко), что отказалась от любого развития, бросила техникум и устроилась на неквалифицированную работу – сначала почтальоном, потом – лаборанткой.

Однако у её Тамарочки было всё – и счастливое детство, и все положенные пирожные-мороженые. И – хореография, в которой тонкая-звонкая Тамара даже преуспела, но не так сильно, как ей самой хотелось бы. Руководитель ансамбля постоянно выдвигает не её.

Всё это время Тоня «забивала» на себя и стелила свою жизнь под ноги капризной и зловредной девочке. Тамара настолько захватила всё внимание матери, что …сама перестала её замечать – так, фрейлина и стряпуха в одном лице.

Там есть один жуткий момент, когда Тамарочка с подругами что-то репетируют, а мать заходит с вопросом. «Мамочка! – радостно кричит дочь, — сосиски уже готовы? Так неси, а то мы проголодались!» То есть мамочка – это обслуживающий персонал.

Кроме того, девица испытывает невероятный стыд, узнав (в свои 20 лет!), что лаборантка в НИИ – это не научный сотрудник, а мойщица реторт. Тамару взрастили, не вынимая из уютного кокона и вырастили чудовище, как в каком-то фильме ужасов.

Разве что это исчадие не уродливо, а наоборот – симпатично внешне. Потом дочь приводит в их квартиру столь же капризного зятя Валеру (Игорь Старыгин). Этот ещё и ленив. Не учится и, по сути, не работает, подвизаясь на съёмках в массовке. Пытается выбиться в звёзды.

Это сейчас таких – навалом, а по тем временам – хуже некуда. И зятёк с лёгкой руки младой жены тоже забирается на шею мамы-Тони. Показателен фрагмент, где Валерика унижает кинодеятель, говоря чистую правду, а …гнев мальчика-зайчика огребает кроткая тёща.

Ей в лицо несётся такая тирада, после которой нужно выгонять горе-зятя из квартиры, а заодно и дочку. Однако выгоняют мать. Она, конечно, «благодаря» этой драме обрела своё женское счастье, но… сколько же она терпела все эти годы? И замуж не выходила, чтобы не травмировать детоньку.

Да, по итогу Тамара получила закономерное «разбитое корыто», а Тоня уехала в новую жизнь. Но вот вам «не травмированная» девочка. Кто виноват в том, что дочь — такая? А всё та же мама-Тоня. Пара шлепков в детстве, пара часов стояния в углу вместо мороженого и — глядишь выросла бы чудо-девочка.

И ещё. Вот правда. Если бы Тоня продолжила развиваться, читала бы книги, училась, то и Тамара иначе смотрела бы на мать. Тут виноваты все. Этого монстра взлелеяла Тоня. А ещё Тамара с Валерой — это символический образ позднесоветской интеллигенции, которая… но об этом — в следующий раз.

Оцените статью
«Впервые замужем» и доченька-монстр
Малоизвестные факты о Емельяне Пугачёве, которых нет в учебниках истории