Александр Дейнека пишет своего «Вратаря» — одну из своих наиболее эффектных картин. Появилось много скульптурных групп, изображающих игру в футбол – их было едва ли не больше «девушек с вёслами» и Дискоболов, скопированных для каждого парка или стадиона.
Футболисты сделались такими же популярными персонами, как, допустим, лётчики. Кроме того, спортсмен рассматривался, как потенциальный воин – отсюда значки ГТО (Готов к труду и обороне) и парады физкультурников (парад – традиционный военный смотр).
«Эй, вратарь, готовься к бою, / Часовым ты поставлен у ворот! / Ты представь, что за тобою / Полоса пограничная идёт!» — в этой песне лучшим образом явлены все приоритеты времени. Вратарь = защитник государственной границы.
Для меня тема спорта 1930-х – родная, потому что мой дедушка был спортсменом, блондином, красавцем, обладателем значка ГТО, участником двух парадов физкультурников и – Ворошиловским стрелком. Да — стахановцем, как положено.
Итак, «Вратарь» (1936), снятый по сценарию Льва Кассиля (повесть «Вратарь республики» написана чуть позже и в ней имеются расхождения с фильмом). Перед нами — история простого парня, Антона Кандидова, ставшего знаменитым вратарём.
Фамилия кажется искусственной и восходящей (что ли) к вольтеровскому Кандиду (роман «Кандид или Оптимизм»), хотя, такая фамилия есть в реальности. А тут — Кандидов и Оптимизм — Кассиль имел с классическое образование, умел играть словами.
Идеальная судьба – эталонная внешность. Все привлекательные мужчины 1930-х – белокуры, а брюнетов Леонида Утёсова и Марка Бернеса красили в цвет блонд для съёмок в кино. Девушка Настя – муза футболистов, разумеется, тоже блондинка с ярким ртом, тоненько выщипанными бровями и тренированной фигурой.
Кандидов проходит испытание славой, делает всякие глупости, заносится, рвёт отношения с командой и девушкой, …возвращается, чтобы выиграть у иностранных профи – этаких англо-американ-монстров.
В Голливуде это была бы сага об Антоне, а здесь – повествование о ребятах с завода «Гидраэр», о команде и взаимовыручке. О том, что если надо, то каждый из этих ребят встанет в строй.
Забавно и почти беззлобно показан фэтшейминг по-советски – толстый инженер Толя Карасик не чувствует себя полноценным хомо-сапиенсом, пока не становится частью футбольной братии.
Любой молодой инженер в 1930-х – это индустриальная элита, ибо он воплощал в жизнь современные знания и являлся «продуктом» советского высшего образования.
Тогда массово увольняли старорежимных спецов и выдвигали таких вот Карасиков. И, тем не менее, он – смешной, полный, в штанах-гольф, которые на нём, как на корове – седло, да ещё со своим робокопом.
За милым инженером по-дурацки волочится провинциалка Груша, осмелившаяся порвать со своей «никчёмной» жизнью, и устремившаяся в город – туда, где по проспектам, наполненным электро-светом, фланируют упитанные инженеры.
Таким образом, лирической паре — Антон + Настя соответствует пара комическая – Груша + Карасик.
Этот фильм, как и большинство кинокартин 1930-х, лишён глубокого психологизма, зато в нём есть ураган живой энергии. Много экранного времени отведено самим матчам, что говорит о повышенном интересе зрителей к состязаниям, тогда как всё остальное, включая любовные линии, удалено на второй-третий план.
Кроме того, тщательно фиксируются спортивные сооружения в неоклассическом стиле — античные тела позируют на фоне портиков, колонн и балюстрад. Наивное язычество предвоенной поры!
К слову, у этой светлой и радостной ленты есть чёрная, точнее даже обугленная страница – в массовке играли настоящие футболисты (что естественно), в частности, мальчики из киевского «Динамо», многие из которых станут участниками так называемого Матча Смерти, устроенного фашистами в Киеве в 1942 году.
Вот эти кадры из фильма «Вратарь» — единственные, где можно увидеть то «Динамо — Киев», и они (эти кадры) ещё раз подчёркивают, что футбол, война и смерть в те годы – они где-то рядом.