Все Медведи из «Обыкновенного чуда» до и после Александра Абдулова

История создания этой сказки для взрослых заслуживает отдельной статьи. Но если кратко описать процесс появления пьесы, то она рождалась в творческих муках более десяти лет. Известно, что Евгений Шварц начал писать её в 1944 году, а завершил в финальной редакции в 1954 году. Ну а своё нынешнее название она обрела ещё позже.

Как позже признался автор, идею для своей пьесы про медведя-оборотня он подсмотрел у Проспера Мериме в новелле «Локис».

За годы создания пьеса много раз правилась автором, меняла названия, но суть всегда оставалась прежней: история о том, что любовь всегда и везде побеждает. Даже всесильных волшебников. Потому что настоящая любовь — это и есть высшее волшебство.

Евгений Львович Шварц посвятил пьесу своей супруге Екатерине Ивановне, и она же была прототипом Хозяйки, жены волшебника. Интересно, что в пьесе Шварц несколько раз признаётся ей в любви словами Хозяина (волшебника) и Екатерина Ивановна об этом знала.

Впервые на театральной сцене пьесу поставил знаменитый Эраст Гарин в 1956 году. Есть мнение, что именно он посоветовал изменить название пьесы «Медведь» на «Обыкновенное чудо».

До этого в процессе написания пьеса имела несколько рабочих названий: «Весёлый волшебник», «Непослушный волшебник», «Безумный бородач», «Влюблённый медведь» и в итоге просто «Медведь».

Наверное, многие удивятся, узнав, что первым исполнителем роли Медведя был 28-летний Вячеслав Тихонов. Причем, в конце пятидесятых он уже был нарасхват у кинорежиссёров, но, тем не менее, согласился сыграть эту роль на театральной сцене, отлично понимая, что ради этого придется отказаться от ряда приглашений в кино.

Спектакль был горячо принят любителями театра и совсем не замечен критиками и прессой. Кроме одной рецензии в газете «Советская культура», в которой автор статьи назвал пьесу «ошибкой драматурга с неверным посылом». Интересно, что автором этой статьи был популярный актёр Михаил Жаров.

Правда, были и положительные отзывы критиков, но которые нигде не публиковались. Тем не менее театральные зрители толпами ломились на спектакль, что в этом театре бывало нечасто.

Видя такой успех в Москве, режиссёр Николай Акимов в том же году решил поставить спектакль и в Ленинграде на сцене Театра комедии. Роль Медведя сыграл малоизвестный актёр Пётр Романов, но зато остальные роли сыграли ведущие артисты театра.

Успех был такой же, как и в Москве. Заядлые театралы ездили на этот спектакль из Москвы в Ленинград на один день и сразу после его окончания ночным поездом возвращались домой.

В 1963 году Эраст Гарин, используя свой авторитет, добился разрешения на экранизацию пьесы. Правда, ему выделили мизерный бюджет, поэтому вышедший в 1964 году художественный фильм «Обыкновенное чудо» был больше похож на телеспектакль.

Медведя сыграл 20-летний студент ВГИКа Олег Видов. Фильму дали низкую категорию, поэтому прокат картины был ограниченным. Телевидение этот фильм тоже не жаловало. За десять следующих лет его лишь дважды показывали по телевизору, а после бегства Видова вообще «убрали на полку».

Когда спектакль был снят с репертуара Театра-студии киноактёра, пьесу решили поставить в Театре Сатиры. Режиссёром спектакля стала Маргарита Микаэлян, которая считалась одним из лучших специалистом по произведениям Шварца.

Ведь именно она в своё время поставила в «Современнике» спектакль «Голый король» по одноименной пьесе Шварца, который и сегодня считается одним из самых успешных за всю историю театральной Москвы.

Роль Медведя исполнил 35-летний Михаил Державин. Надо отметить, что в этот раз у создателей не получилось повторить прежний успех постановок Гарина и Акимова. Зрители на спектакль ходили, и даже были неплохие отзывы, но прежнего ажиотажа вокруг этой постановки не замечалось.

Через семь лет за эту пьесу взялся главный режиссёр Театра имени Ленинского комсомола (Ленком) Марк Захаров. Причем он решил не ставить спектакль на своей сцене, а снять художественный фильм.

До этого он уже снял «12 стульев» с Андреем Мироновым и руководство «Гостелерадио» решило заказать у режиссёра киносказку для новогодней телепрограммы в канун 1979 года.

На съёмки 2-х серийного фильма ушло чуть меньше года и телепремьера, как и планировалось, состоялась 1-го января 1979 года.

Главную роль сыграл 25-летний Александр Абдулов, и именно этот образ Медведя закрепился у зрителей и по сей день.

Существуют разные мнения по поводу того, какая из пяти постановок считается лучшей. Оказалось, что у каждого поколения она своя. Среди «шестидесятников» любимыми были постановки Гарина.

Причем спектакль с Тихоновым в главной роли был даже более любимым, чем фильм с Видовым. Возможно, потому, что первая постановка любого произведения всегда занимает у зрителей особое место.

Я не отношусь к поколению шестидесятников, но лично мне понравился фильм с Видовым и совсем не понравился спектакль Театра Сатиры.

Ну а зрители более поздних поколений влюблены в яркий телеспектакль (язык не поворачивается назвать его фильмом) Марка Захарова.

Хотя есть вполне обоснованное мнение критиков и зрителей, что в постановке Захарова главного героя вчистую переиграли другие персонажи в исполнении великих актёров.

Это немного сместило акцент в замысле Шварца, но всё же не сделало постановку хуже.

Думаю, с годами история расставит всё по своим местам. Но сама пьеса Евгения Шварца, безусловно, уже стала классикой отечественной драматургии.

Есть несколько своевременных постановок «Обыкновенного чуда», в том числе в достаточно известных театрах. Но мне бы не хотелось их обсуждать. Я посмотрела два таких спектакля, и с моей точки зрения, к Шварцу они почти не имеют отношения.

Оцените статью
Все Медведи из «Обыкновенного чуда» до и после Александра Абдулова
Сколько раз братья Носики сыграли в одних и тех же фильмах