«Всех вас я презираю, всех ненавижу».
Что же произошло на съемочной площадке?
Трагикомедия бессмертного тандема режиссера Эльдара Рязанова и сценариста Эмиля Брагинского вышла на экраны в самом конце 1968 года, примерно в те же декабрьские дни, когда разворачивается сюжет самого «Зигзага удачи».
В кинотеатрах фильм посмотрели 24 миллиона зрителей.
Картина интересна тем, что в ней сразу несколько сюжетных линий, а значит сразу несколько главных героев. Да, в центре история фотографа (Евгений Леонов), выигравшего в лотерею баснословную сумму — 10 тысяч рублей.
Но одновременно разворачиваются сразу две любовные истории (Евгений Леонов — Валентина Теличкина и Валентина Талызина – Евгений Евстигнеев) и семейный кризис (Ирина Скобцева – Готлиб Ронинсон).
Валентина Талызина сыграла сотрудницу фотоателье, где работает счастливчик. По совместительницу она — председатель месткома. Закадровый голос Зиновия Гердта так характеризует ее героиню:
«Алевтина Васильевна была женщиной незамужней, а потому энергичной. Всю нерастраченную женскую нежность она расходовала на общественной работе».
Далеко не красавица, она мечтает найти своего избранника и тайно завидует своей эффектной коллеге в исполнении Ирины Скобцевой:
«Красивые женщины всегда глупые. Во всяком случае, так думают некрасивые женщины. И это служит им утешением».
Евгений Евстигнеев сыграл самоуверенного и даже хамоватого директора автобазы, жениха Алевтины. Впрочем «молодые» поначалу не в восторге друг от друга:
Талызина:
— Человек вы несимпатичный…
Евстигнеев:
— Но ты тоже не подарок!
Талызина:
— А зачем вам жениться в таком возрасте? Домработница что ли нужна?
Евстигнеев:
— А на другое ты не годишься…
Вообще-то роль Алевтины изначально писали специально под Алису Фрейндлих, но актриса на момент съемок была на седьмом месяце. После проб выбрали Талызину.
Главного героя, фотографа-счастливчика, которого в итоге сыграл Леонов, также писали под конкретного актера – Иннокентия Смоктуновского, проверенного по предыдущему фильму Рязанова «Берегись автомобиля».
Однако у него в это время начались проблемы со зрением, потребовалось срочное лечение.
Георгий Буркова сыграл художника-ретушера в фотоателье, и по совместительству добродушного алкоголика.
Режиссер как раз и выбрал тогда никому не известного актера потому, что он представлял собой «идеальное лицо спившегося интеллигента».
Съемки «Зигзага удачи» проходили в Москве в январе-феврале 1968 года. И если в павильонах «Мосфильма» температура была комфортной, то на улице, во время натурных съемок, она падала до минус 20 градусов.
Это сегодня у актеров персональные трейлеры с кухней и удобствами, а тогда участники съемочной группы согревались в подъездах с помощью горячих и даже горячительных напитков.
Съемки начались со сцены сватовства героя Евстигнеева к героини Талызиной.
Молодая актриса неожиданно разволновалась, у нее дрожал голос и ее опытный партнер, в перерыве, предложил принять «сто грамм для храбрости». А где сто, там и двести, так и понеслось.
Как рассказывала в интервью сама Валентина Талызина, образовалась мини-компашка по интересам: она, Евстигнеев и Бурков. Периодически соображали на троих.
Другие участники съемок прозвали их «хоккейной тройкой», за то, что в перерывах они вместе шушукались и вместе неизвестно где пропадали.
А троица в это время обычно «принимала на грудь» и травила анекдоты и байки. А так как съемки длились по 12 часов в день, то и алкоперерывов было предостаточно.
И если на холоде актеры держались, то в тепле павильонов коллегам становилось ясно, что они «подшофе».
Рязанов постоянно упрекал всех троих, и даже однажды вымолвил в сердцах: «А ты, Талызина, вообще монстр!». А все потому, что актриса пила наравне с мужчинами, и быстрее сдувалась…
Наконец, терпение режиссера лопнуло. В один из вечеров, Рязанов собрал изрядно поднабравшуюся за день «хоккейную тройку» и кипя от гнева произнес те самые слова:
— Всех вас я презираю, всех ненавижу!
И пообещал, что направит в их театры письма, где расскажет о поведении артистов на съемках. Пусть их потом разбирают на партсобрании или на товарищеском суде.
На самом деле, никаких кляуз Рязанов не отправлял. Съемки продолжились на следующий день, и вся троица продолжила по-тихому выпивать.
Зритель до сих пор не знает, в каких сценах актеры трезвые, а в каких уже приняли. Как говориться, талант не пропьешь…
Поэтому, несмотря на проблемы с «Зигзагом удачи», Эльдар Рязанов продолжил работать со всеми тремя гениальными «выпивохами» и на других своих фильмах.