Однако и не это самое удивительное – в советских фильмах все отлично играли. «Всё наоборот» (1981) – своеобразная ответная реплика на хит «Вам и не снилось» (1980). Трагедию нарочно свели к фарсу, а пронзительность первой любви показали, как смешную блажь сытых старшеклассников.
Мол, вот как оно бывает. Вы глyпы, милые дети. Все ваши чувства – результат безделья и всё той же сытости.
В общем, нагловатый, но милый Андрюша увидел симпатичную акселератку Наташу, стали ходить за ручку, после чего им показалось, что у них – любовь и надо… срочно жениться.
При этом парень и девушка не имеют какой бы то было физической тяги друг к другу – он даже не особо-то стремится её поцеловать — он лишь пытается сделать это под влиянием россказней «опытного друга».
Знаете, наверняка, что у каждого парня есть приятель лузерского вида, который почему-то (якобы) знает о женской психологии больше, чем любой Кaзaнoва. Девушка тоже не думает о поцелуях и всём прочем.
У Наташи также есть подруга Люба, и, разумеется, опытно-непривлекательная (!). Она даёт полезные советы, основанные на многовековом дамском опыте, и предостерегает от походов в кино на вечерние сеансы.
Так вот, детки резвятся, сбегают на целый день в Ленинград (в истории «Вам и не снилось» тоже есть тема города на Неве, но как иначе она обыгрывается!). Родители, конечно, в шоке. Поначалу.
Но!… Вот чем хорош этот сюжет? Он показывает, как должны себя вести умные «предки», если их чада принимаются блажить и требовать самостоятельности? Хочешь? Да бери!
Желаешь уйти из дома и работать? Валяй. Жениться? О, да! Мы не против. Отличная сцена, где родители Наташи и Андрея устраивают дружеские посиделки.
Представьте себе, если бы мамы Ромки и Кати из «Вам и не снилось» стали бы активно дружить, преодолев взаимную неприязнь и поощрять встречи своих отпрысков, ждать их восемнадцатилетия и весело фантазировать, в каком ресторане будут отмечать свадьбу.
Скорее всего, новые Ромео & Джульетта охладели бы друг к другу. (К слову, если бы шекспировские герои оказались с детства просватаны, как то было принято в эпоху Ренессанса, они бы вызывали друг у друга нечто среднее между зевотой и тошнотой).
Младую любовь подпитывают разлуки и запреты. Малолетки начинают «пробивать лбами стены», только бы встретиться со своим предметом страсти.
Когда Наташин отец протестовал и запирал дочурку, Андрюша…переодевался девочкой и приходил «заниматься с отстающей Ермаковой по поручению класса».
Это весьма распространённый приём в комедиях Галантного века, но и в советском XX столетии оно смотрелось довольно весело. Фильм можно посмотреть ради этих пассажей Ефремова. Да, чем закончилась эта комедия положений?
А по совету всё той же опытной Любы – и тут она оказалась права! – Наташа решает испытать Андрея. Она приходит к нему с вещами и объявляет, что теперь они будут жить своим хозяйством. И тут парнишка взрывается возмущением.
Что-о-оэээ? И да — зачем? Он уже и так фрустрирован громкими (нарочными) разговорами родителей, как им устроить быт новой ячейки общества.
В финале Андрюша, резко разлюбивший Наташу, видит другую приятную девушку, встречается с ней глазами и …наверное, влюбляется навеки. И эти навеки — ровно такие же.
Итак, авторы цинично, хотя и бережно явили своё понимание всех этих юношеских лав-стори. Это блажь, весна, пробуждающийся интерес, желание быть взрослыми. И – невозможность пока быть таковыми. Разве что, «Всё наоборот» не сделался событием, в отличие от «Вам и не снилось»…