Вырезали из сценария: почему советская цензура убирала сцены из фильмов

Советская цензура была суровой. В сталинские времена многие фильмы подвергали обструкции, приостанавливали на стадии производства, а по некоторым даже принимали соответствующие постановления.

При Брежневе фильмы не запрещали, но принимали на редакционных коллегиях студий и Госкино СССР, так долго и с таким количеством правок, что пройти этот кордон невредимой удавалось далеко не каждой картине.

За что вырезали сцены из советского кино?

Религия — опиум для народа

Фильм «Республика ШКИД», который снял режиссёр Геннадий Полока, мог вообще не выйти на киноэкраны, стоял вопрос о полном его запрещении. Для советских чиновников здесь нашлось немало спорных сцен.

Так, министру внутренних дел СССР «Республика ШКИД» виделась «энциклопедией для школьных хулиганов», другой чиновник требовал убрать эпизоды, где герои картины провели выборы и провозгласили свободную республику в школе.

Многое режиссёру удалось отстоять, но одной сценой всё же пришлось поплатиться. Это был эпизод, где ученики ставили поэму Блока «Двенадцать». В этой сцене Иисуса играл Гога (актёр Виктор Перевалов), священника — ВикНикСор (Сергей Юрский).

Ну как же, как же, ведь религия — опиум для народа. Кроме того тут была поистине хулиганская сцена: на словах о толстозадой Руси актёр Юрий Рычков, игравший купца, поднимал юбку, а на штанах было написано — Русь.

Синагоги тоже

В режиссёрском варианте фильма «Бриллиантовая рука» управдом Плющ, в беседе с Надеждой, женой Семёна Семеновича произносила фразу: «И я не удивлюсь, если завтра узнаем, что ваш муж тайно посещает синагогу!»

Этой фразы цензоры никак не могли допустить: на еврейской теме в СССР было негласное табу. Поэтому в подцензурном варианте синагогу заменили на любовницу. И теперь существует два варианта. С любовницей. И с синагогой.

Кстати, этой картине светило очень много купюр от цензуры, которые удалось предотвратить, благодаря находчивости режиссёра, Леонида Гайдая.

Худсовету творческого объединения «Луч», контролировавшему работу над «Бриллиантовой рукой», не нравились контрабандисты, женщины лёгкого поведения, откровенные сцены, пьянство Семён Семёновича, политические шутки и многое другое.

Чиновники требовали от Гайдая сократить или вовсе вырезать из «Бриллиантовой руки» несколько десятков сцен!

Но на финальном просмотре фильма с участием дирекции «Мосфильма» и руководства Госкино СССР комиссия увидела неожиданную сцену в финале комедии — атомный взрыв.

Причём Гайдай настаивал на сохранении этой сцены в окончательной версии фильма, говоря о «всей сложности нашего времени».

Поэтому комиссия согласилась оставить всё как есть, но настояла на исключении из фильма эпизода со взрывом. Чего Гайдай и добивался.

Что за антисоветчина?

«Кавказскую пленницу» на худсоветах называли «возмутительной антисоветчиной». Из фильма была вырезана сцена где камера поднимается по товарищу Саахову снизу вверх, начиная с сапог, с переходом на брюки, китель…

И заканчивается этот длинный план крупным планом руки, засунутой за китель. Цензура увидела здесь намёк на Сталина. Дело было в 1967 году, как раз тогда партия брала курс на реабилитацию образа вождя народов. Поэтому эпизод полетел в корзину.

А до этого из фильмов вырезали всё, что было связано со Сталиным. Так, из фильма «Ленин в Октябре» убрали сцену заседания ЦК РСДРП, по поводу плана вооруженного восстания.

Сцена, где Ленин со Сталиным о чём-то совещаются в домике… А вообще эпизодов, которые вырезали из ленты, набралось на сорок минут.

Советские цензоры заступились за… царя

Были проблемы и у внешне безобидного фильма «Иван Васильевич меняет профессию. Советской цензуре не понравился царь в исполнении… Бунши.

Тот факт, что царя «играл» управдом, в расчёт не принимался… А здесь, на канале FB.ru Channel, вы можете увидеть подборку из 10 незаслуженно забытых советских фильмов.

Пьянству бой

«Любовь и голуби» тоже вызвал скандал ещё на стадии производства. В фильме было слишком много сцен с распитием алкогольных напитков.

Именно в это время в СССР шла борьба с алкоголизмом в целом и алкоголем в частности. Самое интересное, что актёры на съёмках многих сцен выпивали не бутафорию, а настоящий алкоголь.

Сергей Юрский вспоминал: «Там было всё по-взрослому. Пили самую что ни на есть взаправдашнюю водку. И когда чиновники узнали об этом, разразился жуткий скандал, даже режиссёра хотели снять».

Дошло до того, что от Меньшова потребовали вырезать из фильма все сцены, где герои выпивают, но режиссёр отказался это делать.

За такое своеволие Меньшов получил выговор и был отстранён от работы, фильм доверили другим людям, которые безжалостно удалили всё спиртное из кадра.

И тут выяснилось, что результат… не понравился руководству Мосфильма, фильм просто стал неким суррогатом реальности.

Меньшова вернули. Но с множеством условий. Так из фильма исчезла сцена на пристани, где неизвестный человек выпивает пять кружек пива подряд, остался только кусок, где мужчина присаживается рядом с кружками пива, берет одну и не успевает сделать даже глоток.

Сильно порезали роль Сергея Юрского, которая была во многом завязана на алкоголе. Пропал сон Василия, в котором он видит, что сидит в баре с гаванской сигарой и коктейлем с трубочкой, а перед ним танцует Раиса Захаровна…

В СССР секса нет!

Сразу несколько фильмов пострадали от пуританских настроений советских чиновников. В картине «Место встречи изменить нельзя» зрители должны были увидеть постельную сцену после эпизода, в котором Шарапов и Варя танцуют.

Очень скромную и невинную, если что. Но этими эротическими кадрами пожертвовали из цензурных соображений, постельная сцена осталась в режиссёрской версии, но из телевизионной исчезла.

А постельная сцена между героями Александры Яковлевой и Леонида Филатова в фильме «Экипаж» вызвала настоящие катаклизмы. Зрители ходили смотреть кино ради этой сцены…

Но знали бы они, сколько пришлось пережить режиссёру Александру Митте, чтобы её сохранить! Как только стало известно, что такую сцену снимают, «сверху» поступила команда от этой сцены избавиться.

В результате её почти всю вырезали, оставив лишь планы обнажённой Александры Яковлевой, которую видно через аквариум. И даже из-за этих кадров фильму поставили рейтинг 16+.

В общем, советская цензура вела себя так, словно впервые узнала, откуда у людей берутся дети…

Оцените статью
Вырезали из сценария: почему советская цензура убирала сцены из фильмов
А вот мне кажется, что Ирина Феофанова с возрастом стала интереснее Ольги Битюговой