В 1966 году молодые и никому не известные режиссёры Станислав Говорухин и Борис Дуров снимали свою дипломную работу — фильм «Вертикаль». В кинотеатрах его посмотрели 33 млн зрителей, люди брали с собой блокноты, чтобы записывать песни Высоцкого. И никто не догадывался, что знаменитый бард и актёр сначала не верил в успех фильма.
Говорухин и Дуров получили сценарий фильма об альпинистах, который первоначально должны были снимать другие режиссёры. Крутили его так и эдак, понимая, что история слабая. Что делать?
Говорухин решил: «Вертикаль» не получится без песен о горах. Сначала на главную роль выбрали Юрия Визбора, который очень кстати был любителем альпинизма и гор.
Но Визбор отказался: в то время он был занят у Марлена Хуциева в фильме «Июльский дождь», да и сценарий ему не понравился. И тогда выбор пал на Владимира Высоцкого. Тот неоднозначно воспринял предложение, но согласился.
Для Высоцкого «Вертикаль» был возможностью показать публике свои песни. Вот что он написал в письме своей супруге:
«Режиссёры молодые и неопытные, но приятные ребята. Сценарий плохой, но можно написать много песен и спасти фильм. Сейчас пытаюсь, но пока ничего не получается».
В таких вот творческих поисках и появились на свет песни «Мерцал закат, как блеск клинка», «Если друг оказался вдруг…», «Здесь вам не равнина». После выхода фильма все они войдут в первую пластинку Владимира Высоцкого и будут пользоваться огромным успехом.
Но тогда, перед съёмками, не только Высоцкий сомневался, стоит ли ему играть в «Вертикали». Худсовет Одесской киностудии не хотел утверждать актёра на роль. Уговорить чиновников от кино удалось с одним условием: обещанием, что в фильме Высоцкий петь не будет.
Обвести худсовет вокруг пальца удалось. Правда, ещё одну знаменитую песню («Скалолазка») из фильма пришлось вырезать. Тот же худсовет возмутился:
«У вас в фильме один Высоцкий! Убирайте, иначе картину не выпустим».
К песням Высоцкого у худсовета возникло много вопросов. Придирались к каждому слову, пытаясь заставить автора внести изменения. На это Высоцкий шёл неохотно, но иногда соглашался.
После успеха «Вертикали» зрители сошлись во мнениях: если смотреть на фильм как на картину об альпинистах, то в ней много неправдоподобных ситуаций. Но именно песни Высоцкого передали дух альпинизма. Не было бы его, и фильм не получился бы.
Уже после выхода фильма Юрий Визбор сказал создателям: «Жалею, что тогда отказался». На что съёмочная команда заявила: «А нам не жалко, ведь таких песен, какие написал Володя Высоцкий, никто не смог бы написать».
И то правда. Зрители шли на «Вертикаль» с блокнотами в руках, чтобы записать тексты. А при каждом появлении Высоцкого на экране в кинозалах по всей стране раздавались аплодисменты.