Вот, например, фильм «Волшебная сила» 1970 года.
Фильм состоит из трех новелл. Автором всех новелл является Виктор Драгунский. И если первые две новеллы сняты про школьников, то третья новелла под названием «Волшебная сила искусства» представляет собой представление, которое разыграл Аркадий Райкин.
Сюжет вы наверняка знаете.
Пожилая учительница встречает на улице своего ученика, который стал артистом. Ученик замечает, что у учительницы какие-то проблемы. Оказалось, что учительница получила комнату в коммунальной квартире, но только другие жильцы в лице семьи Мордатенковых не дают ей жизни.
Они хамят, грубят, выкинули ее столик. Да и вообще, они считают, что эта коммунальная квартира принадлежит им.
Ученик имеет большое желание помочь своей учительнице. А для этого он заявляется в квартиру под видом «потенциального нового жильца», так как, якобы, учительница решилась на обмен комнаты.
И вот тут начинается самое интересное.
Чтобы справиться с маргинальной семьей Мордатенковых, нужно стать более ярко выраженным маргиналом. И «артист» наряжается в соответствующую одежду. Но самое главное — он нам показывает такого маргинала, от которого хочется убежать подальше.
Два старых корешка. Проверенные товарищи. Мы вместе с ними в одном институте психиатрии лежали.
Первоначально супруга Мордатенкова не особо испугалась нового лица. Но когда он начал ей обрисовывать перспективы — тут родители у меня в углу будут, тут брательник с ножичком, то пришлось ей звать мужа.
Он только в пьяном виде скандалит, мол дескать: «Всех перережу! Всех перережу!» Кого перережет? Кого? И чем? У него ножичек то — нулевой номер. Вот такусенький, вот. Только огурчики нарезать, помидорчики для закусочки.
Но «сила искусства» была использована и к мужу, который быстро сообразил, что если этот маргинал поселится в комнате, то квартира превратится в самую настоящую «малину».
Бум, бум, бум, бум, бум. Бум меняться? Бум!
И вполне естественно, что Мордатенковы резко захотели, чтобы пожилая учительница никуда не переезжала. А для этого они тут же решили создать для нее всё то, чего сами же и лишили — прав на кухню и порядочное отношение.
И в этой новелле отлично всё — монолог Райкина, игра Райкина, юмор. Как говорится — просто идеально. Это верх мастерства.