«Выстрел в тумане» — шпионы, стиль Бонда и советская наука

Несмотря на то, что «Выстрел в тумане» (1963) – не самый известный фильм 1960-х, в нём есть своя изюминка, и даже не одна.

Во-первых, этот шпионский детектив снят в модной тогда нуарной манере – косые тени, зловещая музыка, фигуры выступающие из темноты, мир полумглы.

Во-вторых, тут имеется шикарная интрига, достойная Бондианы, и мы ещё вернёмся к мистеру Джеймсу Бонду.

В-третьих, «Выстрел…» показывает, что советская наука была настолько крута, что чекистам пришлось засекретить даже само имя некоего учёного, чтобы он в буквальном смысле пропал с радаров буржуйских спецслужб.

Вроде бы это – лёгкий фильм-развлечение, однако, здесь есть чёткий посыл: наше – значит лучшее. Идеология, пропаганда были на высоте.

Лучше всего доходит через качественную «попсу» — в широком смысле этого слова. Через боевики, детективы, комедии.

Итак, работа Игоря Пантелеева произвела такой фурор, что его «спрятали» в закрытом НИИ, дав совсем другую фамилию – теперь он Игорь Евдокимов.

Однако Бонды не дремлют и раскрывают этот псевдоним. В СССР работает разветвлённая сеть во главе с атташе Бинклем – его сыграл эстонец Бруно Оя…

Причём повадки и стиль взяты из только что вышедшего у них там, на Западе первого фильма об Агенте 007.

Иногда кажется, что все эти посольские апартаменты в стиле эффектного модернизма взяты прямиком из Бондианы, которая только-только начала раскручиваться.

Да, все враги в «Выстреле…» говорят по-английски, что усиливает остроту сюжета. Да, вернёмся к нашему Пантеллеву-Евдокимову.

У него есть любимая девушка, потом становящаяся его женой – Марина, выпускница консерватории.

Она поначалу пугается, не понимает всей таинственности, окружающей личность супруга, но ей всё, но в общих, размытых чертах, объясняет «человек в погонах».

Дескать, всё настолько секретно, что надо понять и принять. Ей с этим жить. Она выбрала именно этого человека и его путь.

Интересно, что Марина полюбила учёного, не зная, что он – крут и отмечен гос.наградами. Считала его обычным инженером в «почтовом ящике».

А сюжет, меж тем, развивался стремительно! Во время охоты, любителем которой был Пантелеев / Евдокимов, враг похитил ботинок учёного с остатками почвы той местности, где проводились испытания…

Кроме того исчезла записка с формулами. Опекающий офицер госбезопасности погнался за похитителем, но был тяжело ранен.

Конечно, в результате все гады были изобличены, а как же иначе? Да, режиссёрами сего действа были Анатолий Бобровский и Александр Серый.

Тот Серый, спустя несколько лет прославит своё имя «Джентльменами удачи» (1971), но это уже совсем другая crime-story, о внутреннем враге, хотя, не менее страшном.

Ещё пара изюминок — жену героя сыграла Лионелла Пырьева, ещё не ставшая супругой мэтра, поэтому она здесь под своей девичьей фамилией — Скирда.

Андрей Файт, которого все привыкли видеть в отрицательных ролях — фашистов, шпионов, сказочных злодеев, тут выступает в роли офицера КГБ. Так что фильм прекрасен своими нюансами.

Оцените статью
«Выстрел в тумане» — шпионы, стиль Бонда и советская наука
Надя и Гена никогда не поженятся