Художественный фильм-драма «Падение Кондора». Чилийские события полувековой давности, как зеркало современной истории

40 лет назад, в 1982 году, на экраны страны вышел художественный фильм чилийского режиссёра Себастьяна Аларкона «Падение Кондора». Политическая драма о трагических событиях в Чили 1973 года была снята у нас на «Мосфильме».

Сюжет картины, несмотря на художественные приёмы, изменённый финал и вымышленные имена персонажей, был основан на реальных событиях военного переворота, в ходе которого погиб президент страны Сальвадор Альенде и его многочисленные сторонники.

Если кто-то из читателей совсем не интересуется историей и политикой, то он может сразу перейти в конец статьи, где речь пойдет непосредственно о кинокартине. Так как в следующем повествовании я расскажу не о фильме, а о причинах его появления.

Итак, 11 сентября 1973 года в Сантьяго свершился военные переворот, который во многом инспирировали американцы. И даже не скрывали это. Так как на его момент действующего президента Альенде поддерживала значительная часть населения Чили, он успел записать обращение к народу.

И, скорее всего, силами его многочисленных сторонников этот переворот был бы предотвращён. Ведь совершался он военными генералами, за которыми стояла лишь некоторая часть регулярной армии страны.

Но мятежники сразу захватили телецентр и основные радиостанции в столице. А две оставшихся радиостанции, которые смогли защититься от нападения и начали передавать в эфир обращение Сальвадора Альенде, были разбомблены авиацией прямо во время трансляции.

Их просто сравняли с землей вместе со зданиями, оборудованием и всеми людьми, которые там находились.

Позже рассказывали, что сторонники главного мятежника генерала Пиночета вначале собирались подорвать лишь передающие антенны. Этого было вполне достаточно, чтоб радио замолчало. Но было принято решение перестраховаться.

И американские (!) бомбардировщики сбросили тяжелые авиационные бомбы. Погибли абсолютно все, в том числе люди, находившиеся в зданиях рядом. Позже десятки тел в завалах даже не смогли идентифицировать.

Но это были «мелочи», так как в ходе мятежа всего за несколько дней были убиты, по разным оценкам, от трёх до сорока (!) тысяч человек, которые попытались противостоять перевороту.

Чтобы как-то локализовать сторонников Сальвадора Альенде, на центральном стадионе Сантьяго был организован настоящий концлагерь, куда в ходе репрессий несколько дней привозили тысячи противников переворота.

И особенно с ними не церемонился. Когда места не хватало, часть узников расстреливали, а тела вывозили в неизвестном направлении. Позже рассказывали о грузовых баржах, куда отвозили и сгружали труппы убитых, а потом выводили в море и топили.

Через некоторое время официальные лица США признались, что переворот был организован и управлялся американскими спецслужбами и даже с частичным участием армии США. Мол, ничего в этом плохого нет. И даже наоборот: они, якобы, помогли установиться «демократическому выбору чилийских граждан».

О всех тех ужасах в СМИ тогда промолчали. В том числе и потому, что всё произошло очень быстро, и многие честные журналисты (а в то время на Западе были и такие) даже не догадывались о страшных подробностях.

В прошлом веке, когда отсутствовали интернет и современные средства коммуникаций, скрыть подобные события было не так уж сложно.

Поэтому, по официальной американской версии, смена власти в Чили в 1973 году прошло вполне демократично.

Но так как отдельные свидетели, а также страшные фотографии и видео всё же просочились в мировую прессу, президент США Ричард Никсон позже был вынужден прилюдно пожурить нового президента Чили Аугусто Пиночета за излишнюю жестокость.

А то, что десятки тысяч мирных людей погибли не на войне, а в ходе «демократических перемен», позже было забыто и не осуждено мировым сообществом. И это было не первым и далеко не последним принуждением других стран к «лучшей в мире американской демократии».

По сути, за прошедшие полвека в тактике американцев принципиально ничего не изменилось. Наверное, кроме одного: они теперь делают упор на цветные революции, так как кровавые перевороты делать хоть и дешевле, но потом скрыть и оправдать их сложнее.

Но что принципиально изменилось, так это понятие самой американской демократии. И это замечают всё больше и больше стран в мире. В том числе даже и из западного окружения.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Великая идея, родившаяся ещё в Древней Греции, в итоге американцами была извращена примерно также, как в Советском Союзе с годами была извращена идея коммунизма.

По сути, это и стало главной причиной падения советской империи. И это же станет главной причиной падения американской империи тоже. История в таких вопросах неумолима.

Что касается фильма, то настоятельно советую его посмотреть даже тем, кто уже видел его раньше, в советские годы. Могу судить по себе, так как сегодня уже совсем другой взгляд на всё это. Некое «дежа вю» с событиями на Украине. А ведь фильм снят еще сорок лет назад!

К тому же в начале 80-х сюжет фильма мне казался почти фантастическим, который произошёл где-то очень далеко, на другой планете. Конечно, я знал о том перевороте из СМИ, но, как и многие продвинутые молодые люди, делал поправку и на то, что фильм снимали у нас, а значит, с явным пропагандистским уклоном и приукрашиванием.

Со временем, когда мне открылись многие исторические документы, в том числе и советские, выяснилось обратное. Оказывается, фильм «Падение Кондора» не только не приукрашивает те события, а даже наоборот, не показывает всей жестокости и правды.

Наверное, это связано с тем, что создатели картины понимали, что фильм на Западе никто не купит и что он только для нашего «внутреннего потребления». А значит, и не нужны эти кровавые страшилки. Мол, все советские граждане и так знают, что американский империализм — это зло.

Поэтому лишний раз шокировать их ещё и кровью не нужно.

В фильме блистательно сыграли замечательные актёры: Сергей Юрский, Евгений Леонов-Гладышев, Светлана Тома, Александр Пашутин, Григорий Лямпе, Эве Киви, Борислав Брондуков и другие.

Иногда даже не верится, что всё это произошло полвека назад — настолько очевидны исторические параллели с нынешними событиями и личностями.

Оцените статью
Художественный фильм-драма «Падение Кондора». Чилийские события полувековой давности, как зеркало современной истории
В короткометражке «Пес Барбос» могло не оказаться Евгения Моргунова и Юрия Никулина. Но были странные кандидаты