«Я шагаю по Москве»: кто пробовался на главные роли, и почему чиновники сочли фильм безыдейным

Идею снять романтический фильм о Москве Георгию Данелии подкинул поэт и сценарист Геннадий Шпаликов.

В общих чертах он обрисовал эпизод с девушкой под проливным дождем. Барышня идет по улице босиком, в руках у нее туфли, а за ней следует парень на велосипеде.

– Ну, а дальше-то что? – спросил заинтригованный режиссер.

– А дальше придумаем, – азартно ответил Шпаликов.

Так началась работа над сценарием. Текст потом редактировали прямо по ходу съёмок. На ключевые роли подбирали начинающих актеров.

На роль Кольки сразу же утвердили Никиту Михалкова. Режиссеру его настоятельно рекомендовал все тот же Шпаликов.

Данелия помнил того совсем еще юным шкетом. И когда на пробы пришел статный, сильно возмужавший молодой человек, режиссер не сразу узнал в нем Никиту.

Михалков тогда первый и, пожалуй, единственный раз в жизни изобразил не сердцееда, а безответно влюбленного человека. Больше таких ролей у него в фильмографии не было.

А вот других главных героев могли сыграть совершенно иные артисты. На роль Володи проходили пробы Виталий Соломин, Геннадий Бортников.

Однако худсовет их забраковал. Продавщицей пластинок Аленой должна была стать Наталья Селезнева. С ней уже отсняли несколько сцен. Но в итоге остановились на Галине Польских, которая в этом образе смотрелась гораздо лучше.

На роль Саши Шаталова вначале тоже был утвержден другой артист. Но он то ли собирался жениться, то ли уходил в армию. В итоге роль оказалась вакантной.

И тут под руку попался Евгений Стеблов, искавший подработку на лето. На пробы его привел приятель. И молодой актер отлично справился с ролью. Фильм стал для него дебютом.

Во время съемок актеру приходилось регулярно посещать парикмахерскую и брить голову. Такие «прически» тогда не были в моде. И мастера смотрели на юношу с подозрением: уж не «урка» ли.

Зато когда снимали эпизоды «с волосами», Стеблов был вынужден в самую жару надевать парик. Было очень некомфортно, но молодой актер мужественно выдержал все испытания.

А однажды из-за него пришлось менять график съемок. Вместе с другими студентами Щуки Стеблова отправили на картошку. И там ему кто-то запустил картофелиной в лицо.

У актера разнесло губы, и вернуться на съемочную площадку он смог лишь через десять дней. График съемок периодически срывал и Ролан Быков.

В тот момент он как раз заканчивал работу над собственной кинокартиной и потому все время опаздывал.

Однажды у режиссера возник конфликт с Никитой Михалковым. Молодой да дерзкий актер вдруг почувствовал себя звездой и потребовал повысить себе ставку – с 8 до 25 рублей за съемочный день.

Говорят, его надоумил старший брат Андрей Кончаловский. Но Георгий Данелия быстро образумил зазнавшегося юношу.

Несмотря на то, что основные сцены с ним уже были сняты, он пригрозил заменить его другим, более покладистым артистом. Михалков тут же пошел на попятную. На том конфликт был исчерпан.

Более того, Михалков и Данелия после этого даже подружились. Как-то ночью, после сложного съемочного дня промокшие и замерзшие они проезжали мимо дома, где жил Михалков.

Актер поднялся в квартиру и вынес мастеру водки. Отец был в шоке, увидев, как сын орудовал бутылкой у буфета.

В целом работа над фильмом шла быстро и легко. На съемках царила очень теплая, дружеская атмосфера. Неудивительно, что таким же легким получилось и само кино.

А в той самой сцене с ливнем, послужившей идеей для фильма, задействовали аж трех девушек. Под проливным дождем по Москве шагали Светлана Беседина и испанская актриса Маргарита Мерино, которая на тот момент училась во ВГИКе.

В фильм вошли дубли с Бесединой. Именно ее лицо и фигуру мы видим в кадре. А вот босые ноги принадлежат журналистке, которая просто пришла взять у режиссера интервью.

Парня с зонтиком на велосипеде сыграл совсем ещё молоденький актер Олег Видов. Испанская же актриса засветилась еще в одной сцене.

Помните миловидную барышню, стоявшую в переполненном вагоне метро рядом с Михалковым? Это и была Маргарита. Но ее даже не указали в титрах.

Отдельного упоминания заслуживает песня, давшая название фильму. Мелодию написал композитор Андрей Петров. А за текст отвечал вездесущий Геннадий Шпаликов.

И затягивал с ним до последнего. И вот уже работа над фильмом близилась к концу. А текста все не было. Тогда в последний съемочный день Данелия объявил, что останавливает съемки, пока не будут написаны слова.

По другой версии, это был день аванса. Как бы то ни было, Шпаликов тут же набросал слова, и песня была готова.

Интересно, что «Я шагаю по Москве» вначале должен был исполнить Евгений Стеблов. Актер спел ее под гитару. Но этот вариант не устроил режиссера и в фильм не попал.

Зато исполнение Никиты Михалкова получилось идеальным и сделало песню лирическим хитом.

Комиссия, принимавшая фильм, от работы Георгия Данелии оказалась не в восторге. Чиновники сочли кинокартину слишком оптимистичной, безыдейной и вообще бессмысленной.

Дескать, в ней отсутствуют глубина, конфликты. Есть только положительные персонажи, и нет ни одного отрицательного. И вообще непонятно, о чем кинокартина.

Это комедия, отвечал режиссер. Тогда почему ни разу не смешно, недоумевали начальники. Потому что это лирическая комедия, парировал мэтр.

В угоду комиссии было решено доснять эпизод с вечно всем недовольным полотером, который выдавал себя за писателя. Эту роль должен был сыграть Рудольф Рудин.

Но актер так и не приехал на съемки. Тогда зловредного персонажа изобразил режиссер Владимир Басов.

В отличие от чиновников зрители очень полюбили это кино. Оно очень точно передаёт ощущение юности и чистоты. Когда вам все по плечу, а впереди у вас целая жизнь.

Лично я до сих пор с большой теплотой пересматриваю фильм. Ведь этот фильм о замечательных, хороших людях. А еще он о Москве 60-х годов.

Той самой, которой больше нет, и уже никогда не будет. Все мы сегодня шагаем по совершенно другой Москве. Да и страна давно уже другая.

Оцените статью
«Я шагаю по Москве»: кто пробовался на главные роли, и почему чиновники сочли фильм безыдейным
Актриса Вера Трофимова — как обычная поездка на такси разделила её жизнь на «до» и «после»