«Я хочу, чтобы ребёнок жил в здоровой обстановке»: что означает концовка фильма «Родня», и о чём меня заставил задуматься режиссёр Михалков

Не так давно мне на глаза попался один достаточно интересный советский фильм под названием «Родня» 1981 года. Сказать честно, ранее я его не смотрел и ознакомился с ним чисто случайно, когда изучал фильмографию режиссёра Никиты Михалкова. Оценки у него были достаточно высокими, а раньше я о нём лишь очень отдалённо слышал, поэтому чем не повод познакомиться лично с работой одного из лучших кинотворцов своей эпохи?

Итак, фильм повествует нам о непростых взаимоотношениях внутри семейства. В центре сюжета мать Мария Коновалова (Нонна Мордюкова) – добродушная деревенская женщина, поехавшая в город дабы отыскать свою родную доченьку вместе с внучкой.

Будучи полной радости перед предстоящей встречей, Мария узнает неприятную правду о жизни своей дочки Нины (Светлана Крючкова): с мужем она давно развелась и сейчас ходит на нелюбимую работу, чтобы обеспечивать маленькую Иришку (Фёдор Стуков, да Иришку действительно сыграл маленький мальчик, это никакая не ошибка). И как бы не пыталась Мария Васильевна наладить ситуацию – её доброта только усугубляет и без того плачевное положение.

Прекрасный фильм, даже жаль, что я ознакомился с ним так поздно. Гениальная актёрская игра Нонны Мордюковой, причём роль Марии Коноваловой во многом писалась именно под неё, крайне интересная идея об извечной проблеме семейных раздоров и до слёз трогательная развязка.

И ещё я был удивлён, когда узнал, что та известная крылатая фраза: «Конь в пальто», оказывается, родом из этой картины. Ума не приложу, как я не посмотрел её раньше, но не суть.

По началу «Родня» может показаться скорее комедией, и много отзывов, которых я видел, отсылаются к ней именно как к комедийному проекту. Очевидно, я придерживаюсь иного мнения – это ещё один достойный образец «трагикомедии».

Фильм невероятно жизненный и очень настоящий, в процессе просмотра вообще понемногу забываешь, что история семьи Коноваловых просто вымысел, настолько реалистично выглядит всё происходящее. Безусловно, хорошего юмора здесь очень много, и всё же для меня эта картина в большей мере именно драма.

Однако мне бы хотелось поговорить не совсем об этом, а больше сосредоточиться непосредственно на концовке «Родни». Все три родственницы со слезами на глазах стоят вместе посреди железной дороги. Достаточно просто и лаконично, казалось бы, разбирать здесь особо нечего, или всё же есть?

Обратите внимание – в «Родне» нет места для вымысла и приукрашиваний. Здесь нет этого выдавленной и фальшивой морали о семейных ценностях, когда в конце все мирятся и дружатся, а потом живут долго и счастливо. Скорее наоборот, нам чётко дают понять, что Нина, Иришка и Мария Васильевна никогда не будут жить полностью в мире и согласии.

Это очень хорошо подчёркивается их очередной ссорой в концовке из-за незначительной мелочи, потерянного ведра, если быть точнее. Они всё ещё будут плакать, кричать друг на друга, постоянно ссориться, потому что любовь – это не про отсутствие конфликтов, а про возможность их преодолевать. Любимые люди очень часто не могут найти компромисс по многим вопросам и постоянно ругаются по пустякам, при этом искренне продолжая любить.

Я бы хотел противопоставить фильм «Родня» недавно рассмотренной мной картине «Любовь и голуби». Казалось бы, тематика во многом похожа, только вот в «Голубях», как я уже говорил, никакой любви нет. Герои не учатся сохранять свои чувства несмотря на все разногласия, между ними нет тепла, нет особой связи, чего совсем не скажешь про «Родню».

Будем честны, образы Нины и Иришки тяжело назвать в полной мере положительными. Если Мария Васильевна ничего кроме сочувствия и улыбки не вызывает, то вот её дочь представляет собой совсем иной случай.

Хотя я бы сказал, что Иришка здесь не причём, она — плод воспитания своей матери. Мне стало не по себе, когда она с криком: «Я хочу, чтобы ребёнок жил в здоровой обстановке» делает громче телевизор, чтобы не слышать плача собственной дочери.

Ничего смешного здесь нет и в помине, особенно если понимать, что в жизни таких Нин огромное количество. И причём, в конце Нина совсем не становится в мгновение идеальной мамой для вечно протестующей и капризной Иришки, ставшей такой под влиянием постоянного стресса и игнорирования со стороны самого близкого ей человека.

Ленту совсем не назвать весёлой или радостной. И всё же Никита Сергеевич этой трогательной финальной сценой всё-таки заставил меня задуматься – а может у них ещё не все потеряно?

Честно, я уже устал от демонстрации семьи, как чего-то исключительно положительного, даже идеализированного, в подобных картинах. Особенно когда в конце всё разрешается само по себе. В «Родне» же проблемы и ссоры никуда не уходят, они всё ещё остаются, просто теперь, с приездом бабушки, у семьи ещё есть шанс по-настоящему сблизиться.

А что вы думаете по поводу фильма «Родня» и его концовки?

Оцените статью
«Я хочу, чтобы ребёнок жил в здоровой обстановке»: что означает концовка фильма «Родня», и о чём меня заставил задуматься режиссёр Михалков
«Неподдающиеся» — почему никто не осуждает Берестову за её эксперимент?