Я заказал себе надгробную плиту с надписью: «Здесь лежит народный артист РСФСР Готлиб Ронинсон»

Даже если этот актер на минуту появлялся на экране, зрители уже смеялись. Он был одним из лучших комических артистов нашей страны. Невысокий, нелепый, заикающийся и бесконечно талантливый. Многие зрители, пересматривая десятки фильмов, в которых он играл, даже и не назовут его фамилию…

Готлиб Ронинсон родился 12 февраля 1916 года в оккупированной немцами Вильне. Родители его развелись, когда он был еще совсем крохой. Мама растила его одна. В начале двадцатых годов она с маленьким Готлибом перебралась в Москву. Работала инкассатором. Жили бедно, но не голодали. Каким — то чудом она его даже устроила в Кремлевский детский сад, там было очень хорошее питание.

Мама Готлиба даже потом рассказывала подружкам, что в их детский сад приходил сам Владимир Ильич Ленин. И даже взял маленького Гошу (так она его ласково звала) на руки и поцеловал в лоб.

Не знаю насчет Ильича, целовал он в лоб маленького Готлиба или нет, а вот, как говорят в народе: «бог поцеловал его в темечко». Это точно! Еще в школьные годы Готлиб пел в детском хоре Большого театра, он был фантастически артистичен.

Когда началась война, то на фронт из-за проблем со здоровьем его не призвали. В военные годы он учился в Щукинском театральном училище, работал воспитателем детского дома в Верхнеуралье. Чтобы поступить в Щуку, он ценой неимоверных усилий избавился от картавости. И очень этим гордился.

С 1946 года он уже играл на сцене Московского театра драмы и комедии. А с 1964 года, с начала популярности театра на Таганке, он был одним из ведущих актеров этого театра. У Любимова Ронинсон играл самые разные роли: мужские, женские, комические, трагические. Правда, не главные.

Все коллеги его просто обожали! Звали его просто Гоша или дядя Гоша. Это был добрейшей души человек. И такая доброта, отзывчивость, и даже какая — то детская наивность многих просто обескураживала.

Никогда и никто от него не слышал худого слова в чей — то адрес. Он сам предлагал свою помощь. У него не надо было просить денег взаймы. Если он слышал, что кто — то из коллег не дотягивает до зарплаты, он сам тактично засовывал тому в карман пятерку или червонец. И никогда не просил вернуть долг. Некоторые товарищи этим злоупотребляли. А он и не помнил будто. Выручил и забыл.

А еще, как позже вспоминали его коллеги, Готлиб Михайлович просто обожал детей. Многие дети актеров выросли буквально за кулисами и он годами был для них такой театральной нянькой. Дети его тоже очень любили!

Для него театр был вторым домом. Уже в преклонные годы он говорил журналистам, что хотел бы играть Чацкого и Гамлета, что в нем такой потенциал — ого го! Но на режиссеров он был не в обиде. Понимал, что у него фактура далеко не Гамлета или Дон Жуана. Да и в кино ему бы хотелось сыграть большее. Свою первую роль, а не крошечный эпизод, он сыграл почти в пятьдесят лет. У Рязанова в «Берегись автомобиля».

Из интервью Готлиба Ронинсона: « В «Двенадцати стульях» я — трус и жулик Кислярский. В «Зигзаге удачи» — ненормальный ревнивый муж. В «Беге» — сладострастный константинопольский житель, несостоявшийся любовник. Сейчас вышел новый фильм Данелия «Афоня», там я — профессор, у которого испортился водопровод… Прослеживаете, линию? И она продолжается… Мои «крестные отцы» в кинематографе, Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай, пригласили меня сниматься в новых картинах, но что я там делаю? У Рязанова в «Иронии судьбы» я — опоздавший на встречу Нового года. Все успели, встретили, а я опоздал. У Гайдая в «Не может быть» я опять же ревнивый муж — не такой, как раньше, но все-таки ревнивый… Жизнь не сложилась!».

Про не сложившуюся жизнь он говорил то ли в шутку, то ли всерьез…

Всю жизнь Готлиб Михайлович прожил с мамой. В маленькой квартире недалеко от парка им. Горького. К маме он относился с необычайной нежностью. Был очень заботлив и старался никогда ее не расстраивать.

Ему было 47 лет, когда его мама умерла. Мир для него рухнул. Хотя он все также продолжал улыбаться, никому не жаловался, но в его глазах была такая грусть… Если ему дарили цветы после спектакля, то он эти букеты ставил к портрету мамы. Она для него была самым близким человеком. Друзья и коллеги называли его самым опрятным холостяком в театре. Готлиб Михайлович всегда тщательно следил за собой. Всегда побрит, стрелочки на брюках, свежая сорочка, одеколон. Он не хотел кому — то понравиться. Просто так приучила мама.

  • Владимир Высоцкий, который очень уважал и любил Ронинсона, даже написал к его полувековому юбилею такие строки:

Сам Готлиб Михайлович говорил: «Нет, я не давал клятвы Гиппократа, но всегда верен ей. Если замечу, что кто-то из наших актеров или актрис недомогает, немедленно отправляю к врачам.» О болезнях он знал много. В последние годы жизни у него стали чаще приступы эпилепсии.

Когда в стране грянула перестройка, а потом и СССР был на грани развала, Готлиб Михайлович был в растерянности — он не принимал, да и не понимал все эти перемены. Он играл в театре, жил скромно. На себя не любил тратить, умел довольствоваться малым.

По старой привычке, он, как и миллионы других советских граждан, хранил деньги на сберкнижке. У него их было несколько. Одну из них он завещал детскому дому. Но знаменитая Павловская реформа в начале 1991 года все эти сбережения одним взмахом превратила в копейки. Были деньги, нет денег. И точка.

У него ничего не осталось. Он очень переживал, что даже на похороны не скопил. Но в то же время в те дни он хвалил себя за смекалку. За то, что еще за пару лет до всей этой чехарды с деньгами, он успел заказать себе надгробную плиту с надписью: „Здесь лежит народный артист РСФСР Готлиб Ронинсон“.

Говорили, что эта плита стояла в подсобке театра и некоторым коллегам он заранее об этом рассказывал. Просил, чтобы ее потом на могилку ему поставили. Многие были в шоке или недоумении от этого. А потом пожимали плечами — хотя, да… Он же совсем один…

В том же 1991 году, на доме, в котором он жил, появилась табличка «Продается. Частная собственность». Кто и почему продает? Как так?А где людям жить? Кому эти вопросы в то время было задавать? Готлибу Михайловичу уже было 75 лет. Перспектива на старости лет остаться без крыши надо головой сильно пугала и нервировала его. Все это резко подкосило его здоровье.

25 декабря 1991 года он должен был играть в вечернем спектакле. Но не пришел. На него это было непохоже. На звонки из театра он не отвечал. Коллеги в тот же вечер приехали к нему домой. Вскрыли дверь квартиры и увидели Готлиба Михайловича лежащем на полу. В кулаке у него была зажата таблеточка, которую он не успел выпить. Да и вряд ли бы она помогла. Инсульт сразил его сразу.

Из воспоминаний актера Московского театра на Таганке, Валерия Погорельцева:

  «Войдя, мы стали свидетелями жуткой картины: Ронинсон с красным лицом (инсульт) лежал посреди комнаты на ковре, из его разжатого кулачка выкатилась маленькая жёлтая таблетка… и на фоне такого несчастья, еле-еле передвигась, стояли два техника-смотрителя из домоуправления — муж с женой. Дело в том, что Готлиб Михайлович страдал эпилепсией, поэтому в рот не брал спиртного. Но — и это естественно — такому заметному артисту, как он, во всяких командировках, будь то Грузия или Молдавия, поклонники дарили коллекционные вина и коньяки, самые дорогие, с большой выдержкой. Конечно, он часто делился с ребятами, но большинство драгоценных бутылок стали экспонатами его домашней винодельческой коллекции.

Когда мы вошли, то увидели этих техников-алкоголиков, уже вылакавших коллекцию: весь кухонный стол был уставлен пустыми бутылками… Позже Ронинсона отвезли в морг… В комнате Готлиба Михайловича висели два портрета — его и мамы, написанные маслом. В столе были письма, рецензии, которые он бережно собирал. Под утро мне позвонила его пожилая соседка Ольга Моисеевна и предупредила, что бумаги и личные вещи Ронинсона выброшены на помойку.

Я приехал на «Октябрьскую» в 8 утра, но мусоровоз уже забрал содержимое из ящиков, я не успел спасти его архив. Квартиру той же ночью разграбили. После заграничных гастролей Ронинсон привозил дефицитные кассетные магнитофоны, телефоны, фотоаппараты — всё это вынесли, ничего не осталось. Ни-че-го. Квартира же перешла государству. Он светло жил и светло ушёл — по-английски, не прощаясь…»

Готлиб Ронинсон был верующим человеком. Его отпевали как Григория. Он терпеть не мог всяких скользких разговоров про национальность. Поэтому и в конце жизни решил поменять надпись на плите, которую заказал.

Похоронен актер рядом с матерью на Введенском кладбище. Светлая Память…

Оцените статью
Я заказал себе надгробную плиту с надписью: «Здесь лежит народный артист РСФСР Готлиб Ронинсон»
Почему Михаил Светин не снялся в фильме у Рязанова и считал «Афоню» самым грустным эпизодом своей карьеры