«Ярославна – королева Франции»: не пойму до сих пор, зачем этот фильм выпустили на экраны

Хочу поделиться сокровенным. Вот так получается, что в один далеко не прекрасный момент вдруг осознаешь: в советском кино тоже не все было хорошо. Случались сбои. И серьезные. Лично для меня наглядным примером тому является кинолента Игоря Масленникова 1978г. «Ярославна – королева Франции».

Как пристрастный зритель признаюсь честно: этот фильм – не просто творческая неудача талантливого режиссера (ведь именно Игорь Масленников создал легендарный кино-цикл о «Шерлоке Холмсе»), это настоящий провал, катастрофа.

Поясню, почему так возмущена.

Дело в том, что у меня с детства «пунктик» такой имеется: очень люблю Древнюю Русь. Увлекалась когда-то серьезно этим периодом истории: не только романами зачитывалась, но также знакома с летописями, хрониками, научно-популярную литературу, монографии читала также. А вот когда посмотрела фильм Игоря Масленникова еще в юном возрасте, помню ночь не спала.

Так было больно и обидно. Как будто меня лично оскорбили. Как будто драгоценное мое сокровище на пол бросили и растоптали. Тем было обиднее, что оболгали не только мой любимый период истории, но и любимого писателя.

Ведь создатели киноленты этой уверяли, что ориентировались на прекрасную книгу Антонина Ладинского «Анна Ярославна — королева Франции». Только от этого великолепного романа в этом фильме и следа нет.

А что есть?

Дурной эксперимент. Прежде всего, жанровый. Потому что неясно, как не размышляй: что же перед нами?

Вроде, и не историческое кино, потому как происходившие в реальности события искажены до неузнаваемости. К примеру, известно из летописей и хроник, что в 1049 году отправилась дочь князя киевского Ярослава Мудрого, Анна, во Францию, чтоб замуж выйти за короля.

И прибыла она чинно-благородно к жениху своему венценосному с обозами, полными русского добра от щедрого батюшки своего.

А что в фильме видим? Путешествие Анны во Францию – настоящая «игра на выживание», в результате которой русская невеста короля оказывается в далекой стране нищей, убогой, ограбленной, без приданого, без свиты.

С другой стороны, и не костюмный это фильм. Режиссер так увлекся «грязью средневековья», что у него и княжна Анна напоминает нищебродку. А ее спутники и вовсе – жалкие, серые, оборванцы убогие. Хуже, чем в пресловутом «Варяге» – фильме уже наших лет.

Кто-то высказывал мнение, что, дескать, «Ярославна – королева Франции» –авантюрно-приключенческий фильм. И здесь согласиться трудно. Потому что очень скучно смотреть на все на это. Кадр тусклый. Фабула затянута. Интрига гаснет, так и не вспыхнув толком.

Есть мнение, что Масленников снял мюзикл, вообще-то. Потому что песен в фильме предостаточно. К тому же написанных хорошими авторами: композитор –Владимир Дашкевич, поэт – Юлий Ким. Да и вокальные партии исполняют ни кто- нибудь – Михаил Боярский, Валерий Золотухин и Елена Камбурова. Но и музыка не приходит на помощь этой беспомощной киноленте.

Более того, актеры не спасают. А они совсем даже неплохие: Василий Ливанов, Кирилл Лавров, Виктор Евграфов, Николай Караченцов, Сергей Мартинсон , Армен Джигарханян, Игорь Дмитриев.

*

*

И, конечно, «вишенка на торт» – главная героиня. Вот тут уж режиссера не перещеголять в отношении эксперимента. Современные наши творцы киноискусства обзавидуются. Пригласить на роль первейшей красавицы своей эпохи (так, по крайней мере, в европейских хрониках писали) стриженую пацанку с района – это даже не эксперимент. Это эволюция сознания!

Елена Коренева – актриса, может, и не плохая. В определенных кинообразах. Но нельзя же, в самом деле, допускать такие анахронизмы. Кто бы в суровом на правила и традиции 11 столетии позволил княжеской дочери стричь волосы и бегать в мужском наряде простоволосой?

О манерах лже-Ярославны и вовсе промолчу… Трудно представить, что эта недалекая простушка будет впоследствии дела государственные вершить, удивлять своей образованностью весь тогдашний европейский бомонд.

А, между прочим, по Анне Ярославне там, в далекой Европе, судили: какова она, далекая Русь, где даже женщины грамоте разумеют.

А ведь Анна-то не только читать-писать умела, но и языки знала, переписывалась с Папой Римским. В то время как ее муж-король вместо подписи на документах крестик ставил.

Кстати, французы помнят Анну Русскую до сих пор. Даже памятник ей поставили….

И вы знаете, что хуже всего? Фильму-то «Ярославна – королева Франции» уже чуть ли не полвека. А альтернативы ему нет, и в обозримом будущем, похоже, не случится. Трудно фильмы исторические снимать потому что.

А уж тем более о такой седой старине. Так и будет большинство русских людей, услышав про дочь Ярослава Мудрого, представлять себе стриженую, дерганую лже-Ярославну Кореневой.

И, между прочим, претензия у меня даже не к режиссеру (тем более, ныне уже покойному). Боже упаси. Что взять с творческой личности – душа рвалась к эксперименту. А советский кинематограф 1970-х годов к тому располагал.

Претензия у меня к цензорам того времени. Суровым, строгим. Взыскательным и категоричным. Которые столько хороших кинолент на полку положили. Они-то куда смотрели, когда вот так катком – по родной истории?

Оцените статью
«Ярославна – королева Франции»: не пойму до сих пор, зачем этот фильм выпустили на экраны
Юозас Киселюс — почему недолгой оказалась дорога актёра в кино и в жизни?