За что на съёмках фильма «Здравствуй и прощай» чуть не побили Олега Ефремова. И чем была недовольна Наталья Гундарева

В этом году исполнилось полвека замечательной лирической комедии «Здравствуй и прощай». Несмотря на то, что фильм был снят в 1972 году, премьера кинокартины состоялись лишь в июне 1973 года.

Этот фильм знаменателен несколькими событиями. Во-первых, как уже многие знают, в этом фильме первую настоящую известность получили две талантливые актрисы: Людмила Зайцева и Наталья Гундарева. Фильм не был их кинодебютом, но стал началом большой и успешной кинокарьеры.

Во-вторых, этот фильм стал первой совместной работой двух выдающихся мастеров кино — Виктора Мережко и Виталия Мельникова. Первый написал сценарий, ну а Виталий Вячеславович блистательно его поставил.

Поначалу у них было недопонимание по поводу выбора режиссёром на главную роль (многодетной матери) 26-летней Зайцевой. Но позже Мельников убедил Мережко в правильности такого выбора.

Сценаристу хотелось, чтобы в паре с Олегом Ефремовым сыграла более зрелая актриса. Поэтому пробы на роль Шуры в числе других первоначально прошли: Жанна Прохоренко, Людмила Чурсина и Тамара Сёмина, которым было уже за тридцать. Но Мельников настоял именно на Зайцевой и не ошибся. Он же выбрал Наталью Гундареву на роль буфетчицы Нади. А ведь актрисе в начале съёмок было всего 23 года.

Олег Ефремов в 1972 году был уже не просто кинозвездой первой величины, но ещё и главным режиссёром МХАТа, куда мечтали попасть многие актёры и актрисы. Не была исключением и Людмила Зайцева, которая начинала свою карьеру в Рязанском театре юного зрителя.

В начале съёмок она откровенно робела сниматься рядом с Ефремовым и этим злила Мельникова. Её обращения к участковому Бурову в кадре на «ты» получались фальшивыми и натянутыми.

В конце концов, устав от повторяющихся из-за этого дублей, её отчитал сам Ефремов. Мол, какая ты, нафиг, профессиональная актриса, которая не может войти в образ?! Эти слова её разозлили, и в итоге она избавилась от робости. И даже однажды сама отчитала Ефремова, когда из-за его «похмельного» состояния съёмки пришлось переносить.

К сожалению, Олег Николаевич в те годы уже сильно злоупотреблял алкоголем. Он не уходил в запои и всегда на первое место ставил работу. Но бывало, что с утра, после вечерних или ночных посиделок, выглядел, с точки зрения режиссёра, не так, как должен выглядеть хороший советский милиционер. И часто съёмки приходилось переносить, потому что даже волшебники-гримеры ничего не могли сделать с его опухшим лицом и красными глазами.

Большинство уличных сцен снимали в небольшой станице недалеко от Ростова-на –Дону. Чтобы не тратить время на ежедневные поездки в гостиницу и обратно, съёмочную группу вместе с актёрами расселили по частным домам станичников.

Стояла летняя жара. С непривычки все киношники очень страдали и при каждом удобном случае бегали купаться на речку. Все, кроме Натальи Гундаревой. Мельников захотел сохранить её пухленькую фигуру белой. Она ведь целыми днями находится в буфете, поэтому загорать ей как бы некогда. В отличие от её подруги Шуры, которая все время на улице.

И режиссёр хотел получить контраст, когда зрители в кадре видели их вместе: загорелая Шура и бледная Надя. Поэтому Гундаревой был приказано всё время находиться в доме. И выходить лишь на съёмки.

Но сидеть в деревенском доме было душно и ещё жарче, чем на улице. Актриса часами находилась возле электровентилятора, который ей заботливо привезли из города реквизиторы. Наталья страдала, злилась, но вынуждена была подчиняться.

В начале осени, уже в конце съёмок, в станице местные играли свадьбу. Понятно, что приезжие актёры были желанными гостями. Режиссёру даже пришлось сделать в тот день выходной. Во время застолья у Олега Ефремова с местными станичниками случился разговор. Олег Николаевич с теплом вспоминал Никиту Хрущева. Дескать, именно он дал свободу творчества и благодаря ему появился «Современник». Да и вообще, он был большой молодец в этом плане.

Но местных мужиков такие заявления разозлили. Оказывается, в станице все ненавидели Хрущёва. Дело в том, что раньше в местном совхозе выращивали пшеницу. Совхоз был миллионером, да и всем станичникам с местных полей доставалось зерна на свои нужды. Но по инициативе исходящей от Хрущева, их поля стали засеивать кукурузой.

А это означало, что сельчане лишились зерна и остались без фуража, так как местная домашняя скотина, привыкшая к злакам, отказывалась питаться кукурузой. Короче, жизнь станичников изменилась в худущую сторону, и слышать о Хрущеве они не ничего хотели. И хотя того уже давно не было у власти, они до сих пор выращивали кукурузу.

А тут какой-то приезжий его нахваливает! Короче, все были выпивши, и один местный казак не стерпел и схватил Ефремова за грудки. От мордобоя актёра спасла хорошая реакция членов съёмочной группы. Их разняли, а то съёмки опять пришлось бы переносить. Но теперь уже из-за разбитой физиономии Ефремова.

Как я уже писал выше, фильм был завершен ещё в 1972 году. Но до зрителей он добрался лишь летом следующего года. Мельников у киночиновников имел славу неуступчивого кинорежиссёра. Всегда спорил и доказывал своё. Поэтому те его откровенно не любили. И это несмотря на то, что он уже снял такие фильмы, ставшие лидерами проката, как «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж» и «Семь невест ефрейтора Збруева».

Фильм приняли, но в прокат запускать не торопились. Лично я думаю, что назло Мельникову ждали летнего низкого сезона в кинотеатрах. Его премьера состоялась в июне. В этом месяце, по статистике, люди реже всего ходили в кинотеатры.

Но зрители фильм всё равно заметили. На картину стали поступать заявки со всей страны. Пришлось даже делать дополнительные фильмокопии и продлевать прокат до осени. В итоге в 1973 году фильм посмотрели более шестнадцати миллионов зрителей, что считалось очень достойным результатом.

Оцените статью
За что на съёмках фильма «Здравствуй и прощай» чуть не побили Олега Ефремова. И чем была недовольна Наталья Гундарева
«Укрощение огня»: государственные тайны на съёмках первого фильма о советской космонавтике