Хотя фильма могло бы и не быть: когда кинематографистам студии им. А. Довженко предложили приступить к съемкам, они отказались: идея снимать комедию о Гражданской войне показалась странной, а сюжет – несерьезным.
Героико-романтическая оперетта «Свадьба в Малиновке» была написана Л. Юхвидом, ее премьера состоялась в Харькове в 1937.
А для московской постановки музыку написал Б. Александров. Позже Л. Юхвид в соавторстве с В. Типотом подготовили либретто, на основе которого Б. Александров и создал тот вариант оперетты, который лег в основу фильма «Свадьба в Малиновке».
Фильм решили приурочить к 50-летнему юбилею октябрьской революции. На студии им. А. Довженко этот сценарий посчитали несоответствующим случаю и вообще несерьезным. Тогда к производству ленты приступил «Ленфильм».
Натурные съемки проходили с мая по октябрь 1966 г. в нескольких украинских селах: эпизоды в графской усадьбе снимали в с. Хорошки Лубенского района, ветряную мельницу – в с. Мацковцы, остальное – в настоящей Малиновке – по одним данным, в Харьковской области, по другим – в Полтавской.
В массовках были задействованы почти все местные жители. За работу им платили от 50 копеек до 3-х рублей. Особым спросом пользовались те, кто приходил на съемочную площадку с гусем или уткой.
Деревенские девушки так лихо танцевали, что почти не уступали хореографическому ансамблю «Жок», задействованному в съемках.
Все остались довольны, кроме председателя колхоза: работа на полях останавливалась, все село с утра до ночи толпилось возле съемочной площадки.
Житель Хорошек, бывший учитель М. Цуканов вспоминает, как проходили съемки: «Местное население по кустам пряталось и готово было целый день смотреть бесплатный концерт, который устраивали артисты.
Их гримерка находилась в местной школе.
И я как-то подсмотрел, как Яринке (артистка Валентина Лысенко) цепляли длинную косу к ее короткой стрижке. Ну и трусихой же она была! Помните, Яринка уезжает со своей свадьбы с паном атаманом Грицианом Таврическим на тачанке?
Так это был мужчина-каскадер в платье невесты. Артистка побоялась даже вожжи взять в руки. И в речку не смогла прыгнуть с дерева. Тоже мужик в фате вместо нее прыгал».
В здании старинной усадьбы князя Щербатова размещалась школа, и рядом с ней выстроили точную копию фасада для съемок комедии.
Отличить бутафорию от оригинала было практически невозможно. К сожалению, сейчас здание усадьбы находится в полуразрушенном состоянии. Давно уже нет и танцплощадки, которая служила и местом съемок, – заросла травой.
М. Пуговкин сыграл эпизодическую роль, но его танец *в ту степь* запомнился всем зрителям | Фото: kinopoisk.ru
В роли Яшки-артиллериста режиссер Тутышкин видел только М. Пуговкина.
Его начали снимать сразу, без проб. Несмотря на то, что актер появлялся всего в нескольких эпизодах, этот образ полюбился и запомнился многим.
Знаменитый танец, названный Яшкой «втустепь» (от англ. «two steps» – два шага) Пуговкину пришлось разучивать с балетмейстером Г. Шаховской в течение полутора месяцев, хотя длился он всего одну минуту.
Но зато какой получился результат! Кстати, о существовании этого танца, появившегося в Америке в 1920-х гг., в 1919 г. Яшка-артиллерист не мог даже догадываться.
Пуговкин стал любимцем жителей Хорошки – актер постоянно шутил и рассказывал забавные истории.
В 1968 г. на Всесоюзном фестивале в Ленинграде «Свадьба в Малиновке» получила награду за лучший комедийный ансамбль: приз вручили актерам Зое Федоровой, Владимиру Самойлову, Михаилу Водяному и Михаилу Пуговкину.
Комедия быстро разошлась на цитаты, вскоре весь Союз повторял фразы «И шо это я в тебя такой влюбленный?», «Кони пьяны, хлопцы запряжены», «Трубка 15, прицел 120, бац, бац… и мимо!», «Сыграй что-нибудь такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась!» и т. д.