«За прекрасных дам» — цинизм и наивность кооперативной эпохи

Есть фильмы, чья художественная ценность стремится к минусовым отметкам, зато в качестве документов эпохи они – в самый раз. Тому пример – комедия моего любимца Анатолия Эйрамджана «За прекрасных дам» (1989).

Помню, как её пиарили в газете «Московский комсомолец», подчёркивая, что это – «кооперативное кино», то есть не скованное директивами и сделанное на коммерческой основе.

Тогда сию коммерческую основу считали панацеей от всего плохого.

Допустим, радостно полагали, что деньги намного лучше идеологии, всячески забывая, что в США, на родине культа злата, с идеологией всё ОК, да и пение гимна под развевающимся Stars and Stripes-флагом – нормальное явление, а не «скучная обязаловка для человеко-винтиков»…

Да, производитель сего позорища зрелища — киносъемочный кооператив «Фора».

Посему вернёмся в заполошный 1989 год и к прекрасным дамам, коих здесь пятеро. Итак, перед нами история одного ограбления. Два жулика, один из которых вовсе не вор, а …инженер на сотню рублей (как пел БГ), решают обчистить богатеньких девиц, что ежегодно собираются на вечеринку и хвастаются своими бриллиантами.

В этой киноистории постоянно подчёркивается, что люди с высшим образованием получают копейки и вроде как не нужны в наступающей реальности.

И вот пять девиц… (к слову, ни одна из актрис по возрасту не тянет на выпускниц пятилетней давности, все актрисы – несколько старше своих героинь, даже Маргарита Сергеечева с её, как теперь это называют, бэби-фейсом), так вот подружки когда-то решили не поступать в институты, а двинуть в торговлю, в сферу обслуживания, в скромные, но при том «доходные» места, и раз в год демонстрировать свои достижения в виде драгоценностей.

Из разговоров мы узнаём, что все девочки хорошо учились, но жили скучно и бедновато, зато их одноклассники – дети завмагов и прочих «нужных людей» купались в импорте.

Вот эту тёплую компанию козырных дам, где 15 тысяч – вполне терпимые расходы (напомню, что это цифры — до экономических реформ и разной веселухи 1990-х), …врываются двое и требуют …нет, не денег, а ювелирных украшений.

Советские рубли, хотя никуда ещё не падали, но уже назывались «деревянными» — в стране начался товарно-продовольственный дефицит, а всякие «Интердевочки» (1989) повествовали о запретной валюте, как о единственно-ценных купюрах.

Где-то мелькала шутка: «Денег нет, да и купить их не на что!» И нельзя. Излёт 1980-х! Доллары пока запрещены, а вот драметаллы и каменья – вполне ходовой товар.

В ходе ограбления выясняется, что 1) одна из девушек – Татьяна — оказалась гнусной «предательницей идей» и всё-таки поступила в институт, а для вечеринок брала украшения у родственников; 2) ещё одна из девушек – Люба — совершила уже реальное предательство, став наводчицей.

Ей, видите ли, подруга не хотела продать старинные серёжки, и было решено грабануть всё сборище.

Фабула содержит массу, якобы, смешных, а по факту – гнусных коллизий. Так, девицы готовы на …любовь с ворами, чтобы им только вернули их бриллианты.

И заканчивается всё дивно – героиня Елены Цыплаковой нашла свою любовь в лице обаятельно-брутального уголовника Гены (Александр Абдулов), а инженер Виктор (Александр Панкратов-Чёрный) подряжается сдавать экзамен по сопромату вместо жениха Татьяны (которая Маргарита Сергейчева).

Автор не осуждает Виктора за то, что он берёт деньги за подлог! Звучит тема «умения зарабатывать» в новых, прекрасных условиях, когда уже не надо явно воровать, как Гена или стыдливо подворовывать, как делали это четыре из пяти подруг.

Мол, животворящий рынок всё решит. Наивное и убогое счастье тогдашних «перестройщиков»! Они искренне, как дети, верили, что стоит завести кооператив и начать торговлю ярко-зелёными леггинсами на Рижском рынке, всё свершится, как в сказке…

Оцените статью
«За прекрасных дам» — цинизм и наивность кооперативной эпохи
Всеобщее признание, роман с Никулиным и трагичный конец. Непростая судьба актрисы Инны Гулой