За занавесом строгости: как худсовет влиял на карьеру советских актеров

Советскую цензуру всегда было модно ругать (даже в СССР). Но лично для меня не всё так однозначно. Ведь, как показывает опыт, если не применять к культуре никаких рамок и жить по принципу:

Пусть выбирает зритель!

То мы получим какую-то гремучую смесь на базе эротики, насилия и бородатых анекдотов.

Посмотрите, например, на современный юмор. Там всё решает зритель! На ТВ берут именно то, над чем смеется аудитория. Поэтому там зашкаливает уровень пошлости. При этом, сами юмористы часто оказываются довольно умными людьми с тонким вкусом. Но их лучшим тонким художественным шуткам трудно пробиться на экран.

В советское время мнение публики учитывали бы постольку поскольку. А старались выбрать юмор, который и ценен с художественной точки зрения, и воспитывает в людях что-то хорошее. Потому и появлялся феномер Задорнова и Жванецкого.

Мы в этом не первопроходцы. В Древнем Риме, например, по воле зрителя тоже наверх пробивались поэты-пошляки. Сейчас их творения помнят лишь некоторые историки и культурологи.

Советская цензура периодически оказывала благотворное влияние на развитие культуры. Кинематограф не стал исключением. Сейчас зрители с удивлением узнают, что некоторые творческие решения строгого худсовета оказывались более удачными, чем режиссерские задумки.

Но иногда, конечно, худсовет портил жизнь талантливым актерам по нелепым причинам и мешал их творческой карьере.

Марина Старых вместо Екатерины Васильевой в «Соломенной шляпке»

Музыкальная комедия Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» по праву входит в золотой фонд отечественного кинематографа. Режиссёр собрал дружную, сплоченную команду актеров, которые постоянно импровизировали и превратили съемки в праздник. На роль Элен – невесты ветреного Фадинара в исполнении искрометного Андрея Миронова Квинихидзе позвал характерную Екатерину Васильеву.

Но художественный совет заявил, что эта героиня должна быть более мягкой и женственной. Тогда режиссер взял никому неизвестную актрису ленинградского ТЮЗа Марину Старых, для которой это была первая полноценная роль в кино.

Оказавшись в компании Андрея Миронова и маститого Владислава Стржельчика (ставшего ее экранным отцом), девушка страшно робела и тушевалась под прицелом камеры. То есть вела себя так, как и было нужно режиссеру!

Так что в данном случае худсовет не прогадал и принял верное решение.

Екатерина Васильева сперва расстроилась, но и для нее нашли роль. Талантливая актриса не осталась в обиде: ей досталась роль ветреной мадам Бопертюи, хозяйки соломенной шляпки, из-за которой и завязалась вся кутерьма.

Для Марины роль робкой Элен стала успешным трамплином в мир кино. Ее заметили режиссеры и стали приглашать в фильмы, в том числе, – и на главные роли. Она снялась в таких кинолентах, как «Открытое сердце», «Перегон», «Жалоба», «Шантажист».

Сейчас актрисе 71 год, и она продолжает сниматься; ее последняя работа в кино датируется 2021 годом («Родитель»).

Ирина Алферова вместо Евгении Симоновой в фильме «Д‘Артаньян и три мушкетера»

В роли возлюбленной д’Артаньяна, очаровательной Констанции Бонасье, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич видел только симпатичную и бойкую Евгению Симонову.

Но худсовет решил иначе и обязал его снимать вместо Симоновой красавицу Ирину Алферову, которая к тому времени уже стала известной, сыграв главную роль в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам».

Режиссер был очень недоволен таким решением, но скрипя сердцем согласился. Съемки Алферовой проходили с большим трудом. Хилькевич упорно игнорировал красавицу, считая, что ему ее «навязали» сверху. Даже необыкновенная красота Алферовой не смягчила его.

Она совершенно не вписывалась в его представления о том, какой должна быть мадам Бонасье. Актриса с ее сдержанной красотой, отсутствием вокала и низковатым голосом не устраивала мэтра. Так что в конечном итоге Ирину озвучила Анастасия Вертинская, а песни исполнила Елена Дриацкая.

Зато члены съемочной группы считали, что Алферова – идеальная возлюбленная для бравого гасконца д’Артаньяна. Так же решили и зрители. После премьеры трехсерийного фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» Алферова проснулась звездой всесоюзного масштаба.

После этого успеха ее карьера стремительно пошла в гору. Она снялась в таких популярных фильмах, как «С любимыми не расставайтесь», «Предчувствие любви», «Снегурочку вызывали?», «Человек с аккордеоном». А роль Констанции стала визитной карточкой Алферовой, так что худсовет точно не ошибся, «навязав» ее режиссеру.

Владимир Конкин – неидеальный Шарапов?

Сейчас трудно представить в роли отважного муровца Шарапова другого актёра, кроме Владимира Конкина. А ведь в свое время Станислав Говорухин намучился с подбором актера на этого героя.

Владимире Конкине успешно сыграл Павку Корчагина и получил признание критиков и зрителей.

Но против его кандидатуры выступили сценаристы, авторы романа «Эра милосердия», по которому снимался фильм, братья Вайнеры. Против был и Владимир Высоцкий, который хотел играть на пару со своим приятелем Иваном Бортником (в конечном итоге сыграл бандита Промокашку).

И тогда началась чехарда с выбором актеров. На роль Шарапова претендовали Сергей Никоненко, Евгений Герасимов, Евгений Леоныш-Гладышев и даже Станислав Садальский. Режиссер чуть не пригласил Сергея Шакурова, но тут воспротивилось киноначальство.

Ну не могу представить я Бортника в роли Шарапова. А вот бандит прям идеальный из него получился!

По словам Конкина, на Одесскую киностудию позвонили из местного отдела культуры и потребовали, чтобы Шарапова играл «Павка Корчагин», то есть Владимир Конкин. Так в результате многочисленных перипетий актер все-таки сыграл свою самую звездную роль в кинокарьере, оправдав доверие начальства, а главное, – в полной мере удовлетворив зрительские ожидания.

«Неугодный актер» Сергей Юрский

До того, как стать звездой советского кино, Сергей Юрский плодотворно трудился в ленинградском БДТ. В этом театре он зарекомендовал себя как оригинальный, самобытный актер.

У него сложились специфические отношения с режиссером Георгием Товстоноговым, который его и поощрял, но в то же время не всегда одобрял его творческие задумки. Супруга актера Наталья Тенякова вспоминала, что Сергей Юрский считался рупором интеллигенции Ленинграда и по своим интересам примыкал к диссидентам.

Так, Сергей Юрский был большим любителем опального поэта Иосифа Бродского. Правда, они виделись всего несколько раз, но этого хватило, чтобы актер сам попал в негласную опалу. От худсовета пришло указание не пускать его ни в кино, ни на телевидение, ни на радио. Руководство БДТ испытывало давление сверху из-за «неугодного артиста». Болезненная обстановка действовала Юрскому на нервы, и в конце концов он вместе со своей женой был вынужден покинуть родной город и перебраться в Москву.

От депрессии актера спасли концерты, с которыми он объездил чуть ли не всю страну. В Москве его жизнь стала налаживаться, у него появились новые интересные предложения.

Живое общение с публикой благотворно подействовало на Юрского и помогло начать творческую карьеру с чистого листа. Ведь когда он уезжал из Ленинграда, ему казалось, что жизнь закончилась.

Давлению подверглась и Наталья Тенякова. Ей недвусмысленно предложили развестись с мужем ради сохранения собственной карьеры. В ответ актриса отправилась в ЗАГС и сменила свою фамилию Тенякова, которую она оставила при замужестве, на Юрскую.

Несмотря на опалу, Юрский все равно оставался востребованным актером и снялся в ряде замечательных кинолент («Место встречи изменить нельзя», «Ищите женщину», «Любовь и голуби»). Все-таки талант его было столь высок, что режиссеры добивались его участия, несмотря на негатив со стороны номенклатуры.

Оцените статью
За занавесом строгости: как худсовет влиял на карьеру советских актеров
«Асса»: в честь кого назвали главную героиню и почему после съёмок Цой ушёл из семьи