Я этот фильм так до конца и не поняла. Точнее, всё ясно, а по итогам – вовсе нет, да и финал – странный. «Забавы молодых» (1987) – типичная перестроечная вещь о том, что юношество – цинично, родители – мещане, окружающая среда — …это самое (которое отнюдь не золото), и вообще – так жить нельзя. Сценарий – Виктора Мережко. Режиссёр – Евгений Герасимов.
В кадре – звёзды: Станислав Любшин, Нина Русланова, Виктор Павлов, Валентина Теличкина, а в эпизодах – Вячеслав Невинный и Николай Парфёнов. Молодые, чьи забавы осуждал автор сценария – Алексей Серебряков и Марина Зудина. То есть – состав круче некуда. Тем не менее, кинорассказ точно распадается на части и выглядит вялым.
Всё по отдельности – прекрасно, включая игру Любшина и Зудиной, главгероев, но в целом… Словно тянули и… недотянули. Однако сама канва – интересна. Нет, не так – примечательна. Итак, в некоем экономическом техникуме, где учатся более-менее гладкие дети, есть несговорчивый, угрюмый физрук по кличке Горшок (Любшин).
Фамилия у него Горшков, так что никакой фантазии у деток. Мужик строг, но справедлив: чуть что – незачёт. И вот группа неуспевающих решает подослать свою «первую красавицу» Свету (Зудина) к преподу с целью …обаять его. Так сказать, приударить (если переходить на терминологию товарища Самохвалова из «Служебного романа»).
Кокетка включается в интригу, но потом начинает сознавать, что Горшков ей нравится – он, по сравнению с её однокашниками, да и с родителями – настоящий. Света узнаёт, что их скучный Горшок был когда-то чемпионом, о нём писали в газетах, он общался с крутыми людьми по всему миру, а затем – трагедия, повлекшая за собой уход из спорта.
Мережко в своём сценарии показал трагедию шестидесятников – самого счастливого и самого несчастного поколения, которому было очень много дано и, как ни ужасно звучит – отнято. Или сами …растеряли? В 1980-х они (поколение отцов) этически противостояли нам (я чуть моложе героев кинокартины – героям по 19, а мне в 1987 году было 16 лет).
Я помню тот скепсис, который испытывала моя мама, её сослуживцы и бывшие одноклассники по отношению к «недорослям». Им казалось, что мы чудовищно циничные, причём как-то все и сразу. Их можно понять – их юность была наполнена романтикой, ожиданием чуда, постижением, а наша …если честно…
В общем, никакой особой романтики, даже у самых умных и лучших, а дикие-девяностые – это итог. Те юные, что показаны в кинодраме – реальны. И топтание в полумгле дискотеки – тоже весьма аутентичное. Из хорошего: Зудина – очаровательна, а её вещи – настоящий путеводитель по тогдашней моде.
Естественно, между учителем и студенткой ничего «такого» не было – всё осталось на уровне платонических чувств, но кому и что можно доказать? Горшкова принуждают уволиться, а истеричная мать Светланы (Теличкина) умоляет уехать из города, ибо дочка не в себе и действительно влюблена. Бывший бойфренд по кличке Пан (ужасно противный тут Серебряков) от ревности сходит с ума и даже пытается избить «старика»-соперника.
В конечном итоге физрук уезжает куда-то на поезде, а мстительный подонок Пан со своим дружком едут за ним на своём авто. Исход неясен – то ли они его добьют на другой территории, то ли – что? Что мы должны понять? Во всяком случае, такие мальчики потом с энтузиазмом вливались в банды и – погибали. А пока – забавы.