Забытый честный фильм о людях сложной и опасной профессии

Даже после выхода фильм «Я — Водолаз-2» (1976) не привлёк большого внимания, не дотянув в прокате даже до показателя в 4 миллиона зрителей. А сегодня он и вовсе забыт, хотя назвать его неинтересным никак нельзя.

В центре сюжета — водолазы, выполняющие непростую работу, и этой профессии в советском кино посвящено не так уже много лент. В кадре есть и любопытные подводные съёмки, и это бесспорно придаёт картине достоверность.

А главную роль, того самого Водолаза-2, второго по профессионализму после самого Нептуна, сыграл Леонид Дьячков, актёр, которому всегда удавались роли сильных мужчин без страха и упрёка.

Сценарий о водолазах написали уже знаменитый к тому времени журналист и писатель Виталий Коротич и начинающий режиссёр Владимир Хмельницкий.

Владимир Хмельницкий в кино работал уже давно, однако художественных фильмов не снимал, и «Я — Водолаз-2» стал его дебютом в игровом кино.

По сюжету бригада водолазов под руководством знаменитого Леонида Криницкого отправляется в небольшое село,, чтобы поднять баржу, затонувшую ещё во время войны, чтобы облегчить работу местным рыбакам.

Криницкий — самый авторитетный водолаз, которому доверяют самые сложные работы и к которому прислушиваются.

Но вот ехать в Ивановку, то самое село, его бригаде не хочется, ведь у подчинённых Криницкого уже есть планы. Да и ему самому требуется отменить собственный отпуск, но и отказаться от подъёма баржи он не может: Ивановка — его малая родина, в селе живёт его мать и друзья детства, с которыми он переживал войну. В итоге бригада всё же собирается, к ней присоединяется начинающий водолаз Сергей, поначалу выглядящий весьма беззаботным юношей, не вызывающим доверия, и сын Криницкого Жека.

Водолазов в Ивановке ждут и технические, и организационные проблемы, и даже ЧП, но работа будет выполнена.

А Криницкий ещё и решит давно зреющий личный вопрос (сына он воспитывает один, но у него есть любимая женщина, пусть и понимающая Леонида, но всё же с трудом мирящаяся со своим непонятным статусом).

На главную роль был утверждён Леонид Дьячков, ленинградская театральная знаменитость.

В студенчестве Леониду Дьчкову пророчили блистательную карьеру, тем более что и типаж у него был подходящий — брутально-героический (но интересно, что потом его коллеги говорили, что несмотря на мужественную внешность актёр был человеком ранимым и чувствительным).

В Театр имени Ленсовета Леонида Дьячкова пригласил сам Игорь Владимиров и сразу же начал выделять его среди коллег. Постоянной партнёршей Дьячкова по сцене была Алиса Фрейндлих, прима театра и супруга Игоря Владимирова, и позже она многократно восхищалась Леонидом и говорила, что сыгранный им Родион Раскольников — лучшее воплощение этого литературного персонажа.

А вот кинорежисёры почему-то Леонида Дьячкова главными ролями не баловали, как правило, его приглашали на второстепенные образы. «Я — Водолаз-2»- нечастый случай, где Леонид Дьячков солирует.

Возлюбленную Криницкого Машу сыграла Антонина Лефтий, его коллег — Лесь Сердюк, Александр Милютин, Николай Бармин.

А вот роль новичка Сергея (кстати, иронично охарактеризованного как «патлатый») получил молодой, но уже опытный Евгений Леонов-Гладышев (но в тирах пока просто Леонов): он начал сниматься ещё школьником и к 23 годам в его фильмографии было уже с десяток работ.

Младшее поколение, сына Криницкого Жеку и деревенскую девочку Варю, дочь друга детства Криницкого, изобразили тоже Аракел Семёнов и Инга Третьякова. Подростки не были новичками в кино, у них уже были в активе роли, но интересно, что оба, повзрослев, связали жизни с музыкой:

Аракел стал композитором, Инга — певицей.

Правда, до того Инга ещё успеет прославиться как юная актриса: сразу после выхода «Я — Водолаз-2» она начнёт сниматься в телефильме «Тимур и его команда» в роли Жени; эта роль и принесёт ей всесоюзную славу и армию столь же юных поклонников.

Помимо эффектных подводных съёмок, демонстрирующих работу водолазов, которые украсили ленту, настроение создаёт и музыка, очень тёплая и уютная (автор — Игорь Космачёв). Ну и многие посмотревшие фильм ассоциировали его со шлягером семидесятых «Как хорошо быть генералом», который звучит за кадром в исполнении Эдуарда Хиля.

Сегодня «Я — Водолаз-2» пылится на дальних полках, это фильм из числа тех, что пропали из поля зрения аудитории, хотя кино добротное и правильное в том смысле, что здесь показаны люди не без недостатков, но вместе идущие к одной цели, в прямом смысле дышашие одним воздухом и при всей разности характеров где-то похожие друг на друга. Как метко заметила киновед Татьяна Хлоплянкина,

«быть может, это сходство объясняется особенностями их сложной редкой профессии, их ответственностью друг за друга в те часы, когда они погружаются в воду, остаются один на один со странным, мерцающим подводным миром и только тонкий трос связывает их с товарищами, оставшимися на палубе».

В процессе подготовки текста я посмотрела выпуск передачи «Чтобы помнили», посвящённый Леониду Дьячкову. В нём его коллега Михаил Боярский посетовал, что актёра сейчас почти не помнят, разве только преданные поклонники его таланта. Дьякову действительно не доставалось большого внимания журналистов, о нём нечасто писали в журналах, однако роли его по-прежнему с нами, а образов, которые он создавал, кажется, немного сейчас не хватает. А по какой роли вы помните Леонида Дьячкова?

Оцените статью
Забытый честный фильм о людях сложной и опасной профессии
«Приходите завтра» — почему в этом фильме нет лав-стори?