Забытый фильм, где Георгий Жжёнов и Татьяна Лаврова не доиграли любовь

Драма «Остров Волчий», вышедшая в 1970 году, — фильм,

с одной стороны, камерный, поскольку герои много времени проводят рядом, в одной комнате. С другой стороны, иной раз картинка превращается в масштабный показ прекрасных в своей суровости и невозмутимости северных пейзажей.

А ещё «Остров Волчий» — это замечательные актёрские работы Георгия Жжёнова и Татьяны Лавровой, и решительно непонятно, почему фильм оказался в забытьи.

Снят «Остров Волчий» по одноимённой повести Захара Дичарова, писателя с удивительной судьбой, фактического прожившего весь двадцатый век с его перипетиями. Много его произведений посвящено северу, где автору пришлось провести годы в лагерях в тридцатые и сороковые.

Но «Остров Волчий» — сюжет не социальный или политический, а мелодраматический, в котором нашлось место и приключениям, и героизму.

Опытный вертолётчик Павел Тагилов подбирает с отколовшейся льдины молодого врача Татьяну. Девушка настаивает, чтобы вертолёт отправился на небольшой островок Волчий, где её ждёт пациентка, которая вот-вот родит. Павел сначала отказывается, но потом решает всё же сесть.

Посадка проходит неудачно, и оба получают травмы: у Павла повреждена нога, у Татьяны — спина.

Тем не менее оба добираются до избушки, где их ждёт роженица Наталья. Павлу и Татьяне предстоит принимать роды, добывать еду, противостоять агрессивному старику со странностями, дальнему родственнику Натальи.

При этом состояние Татьяны ухудшается, ей уже не помогает обезболивающее и в итоге отнимаются ноги. Но параллельно между героями зарождается романтическое чувство: находясь часами в закрытом пространстве, они делятся подробностями жизни, воспоминаниями, эмоциями, и это не может не привести к душевному сближению.

Захар Дичаров сценарий написал сам в соавторстве с начинающим сценаристом Владимиром Сосюрой. За съёмки взялся режиссёр Николай Ильинский, молодой кинематографист киностудии имени Довженко, но уже снявший три фильма.

Главные роли получили хорошо известные зрителям, хоть и представлявшие разные поколения: Татьяна Лаврова и Георгий Жжёнов.

Особо хочу отметить отменную форму (как творческую, так и физическую) 53-летнего Георгия Жжёнова.

В его фильмографии тогда уже было несколько десятков картин, и буквально только что вышел шпионский детектив «Ошибка резидента» (1968), в котором Георгий Жжёнов сыграл поистине культовую роль Михаила Тульева, представ если не супергероем, то уже точно хорошо подготовленным физически человеком.

Напомню, что в последний раз в образе Тульева, по-прежнему активного и ловкого, Жжёнов появится в 70-летнем возрасте.

Роль Натальи отдали Антонине Лефтий, а небольшую роль её мужа — Бориславу Брондукову (любопытно, что оба были связаны с коллегой Николая Ильинского по киностудии режиссёром Леонидом Осыкой: Антонина Лефтий состояла с ним в браке, Борислав Брондуков был любимым актёром Осыки, снимавшимся во всех его картинах).

Роль злобно-чудаковатого деда Нифонта получил Виктор Колпаков.

В небольших ролях Юрий Дубровин, Александр Гай, Борис Савченко.

На съёмки группа отправилась на север, туда, где и происходили события фильма.

Основная часть фильмы создавалась в городах Инте и Печоре и на побережье одноимённой реки.

Часть эпизодов, в том числе в избе Натальи, доснимали уже на киностудии.

Финал мелодрамы хотя и с некоторым намёком на счастливое завершение, но всё же открыт,

зрители сами могут додумать, чем же завершится случайное и столь необычное знакомство Татьяны и Павла.

Несколько слов хотела бы добавить о музыкальном сопровождении. Николай Ильинский подошёл к выбору музыки нетривиально, остановившись не на современных композициях, а на классике: за кадром звучат Чайковский и Шопен.

Ход удивительный и смелый, но история, кажется, от этого только выиграла: классическая музыка по-настоящему украсила кадры (режиссёр, к слову, очень сожалел, что ему не удалось снять северную природу в цвете. Тогда бы, наверное, сочетание картинки и музыки было бы ещё более впечатляющим).

Оцените статью
Забытый фильм, где Георгий Жжёнов и Татьяна Лаврова не доиграли любовь
Александр Панкратов-Черный в сериале «По законам военного времени»: непривычная для актера и, пожалуй, лучшая его роль