В 1979 году всё тот же Бирман пригласил актёра сняться в образе балетмейстера, который отправляется в блокадный Ленинград, чтобы найти там артистов для агитбригады.
Фильм «Мы смерти смотрели в лицо» вышел в марте 1981 год. 3 марта не стало Олега Даля (его последняя лента, «Незваный друг» вышла лишь спустя полгода, уже осенью).
Режиссёр Наум Бирман в 1979 выпустил яркую комедию «Трое в лодке, не считая собаки». Фильм нельзя назвать удачной экранизацией одноимённой повести Джерома, но полюбилась она зрителям за прекрасный актёрский состав.
Но уже во время съёмок веселой музыкальной истории Бирман задумал новую, совсем не такую фееричную, а трагическую и даже страшную.
В годы войны сам Бирман, ещё довольно молодой человек, был участником агитбригады и не раз бывал на фронте.
Военная тема вообше не раз всплывала в его творчестве, а теперь ему захотелось перенести на экран повесть Юрия Яковлева «Балерина политотдела» о юных танцорах, мальчишках и девчонках, которые дарили минуты мирной радости солдатам. Главным героем повести был балетмейстер Борис Корбут, и
у этого героя был реальный прототип — балетмейстер Аркадий Обрант, который действительно собрал из ребят, ещё до войны занимавшихся в его кружке в Ленинградском дворце пионеров, ансамбль.
Как ни парадоксально, но «гастроли под снарядами» стали для участников ансамбля спасением — в блокадном Ленинграде большинство из них наверняка погибло бы.
Сценарий написал сам Юрий Яковлев, он уже не раз создавал из своих книг кинематографические основы. Наум Бирман решил, что роль Корбута сыграет Олег Даль.
Даль с невероятным усердием готовился к роли: разыскивал учеников Обранта и общался с ними, читал материалы, написанные о педагоге (сам Обрант скончался в 1974 году).
Во время репетиций Даль так вжился в образ, что многие из тех, кто знал Обранта, потом, когда фильм уже вышел, видели на экране не Даля, не Корбута, а настоящего Обранта.
На роли юных танцоров пригласили учеников Вагановского училища. Ребята оказались очень артистичными:
им отменно удались не только сцены с репетициями, но бытовые эпизоды, где они предстали обычными подростками, в которых едва теплится жизнь.
Одним из танцоров стал сын режиссёра Борис, сегодня — известный актёр и режиссёр.
Не последнюю роль сыграли в создании образов маленьких блокадников гримёры: у всех исполнителей под глазами тёмные круги, что из-за чего лица кажутся не просто измождёнными, а почти предсмертными.
Снимали ленту в Ленинграде зимой 1979-1980 г. Это была не самая холодная зима в истории города, но морозы были сильные.
Вряд ли это нравилось актёрам, потому что сниматься на улице в метель и мороз — удовольствие сомнительное, но фильму уличная атмосфера пошла на пользу.
В кадре много ленинградских пейзажей, в том числе полуразрушенных домов. Не раз появляется и сам Дворец пионеров, он же Аничков дворец на Невском, который и сегодня остаётся домом, где царствуют дети.
А сцена у полыньи на Фонтанке, из готорой люди берут воду, буквально один в один воспроизводит то, что происходило на этом месте зимой 1941-1942 г.
Заканчивается фильм «Мы смерти смотрели в лицо» оптимистично, как это, к счастью, произошло и в жизни. Но во время просмотра вас не раз настигнет ощущение комка в горле, а некоторые сцены вообще нельзя смотреть без слёз.
И неприятно поражает, что настолько тонкий, трогательный, пусть и трагичный фильм оказался в забытьи.
Да, подавляющее большинство участников съёмок — безвестные молодые исполнители.
Исключение — Олег Даль, Любовь Малиновская в роли костюмерши и появившиеся в эпизодах Владимир Заманский, Анатолий Рудаков, Валентин Никулин, Валентин Голубенко.
Но эта картина — это настоящий гимн Ленинграду, пережившему блокаду, и его людям, которые сумели остаться людьми, смотря в лицо смерти.
Однозначно рекомендую смотреть и показывать детям.
И в заключение три интересных факта. Во-первых, в качестве балетмейстера в фильме выступила одна из первых участник ансамбля Аркадия Обранта Нелли Раудсепп.
Во-вторых, в начале ленты Корбут слышит из репродуктора стихи, которые читает поэтесса Ольга Берггольц, ставшая голосом запертого в кольце блокады Ленинграда.
А в-третьих, в картине звучит песня «Юный барабанщик», строчка из которой и дала название фильму. Стихи принадлежат Михаилу Светлову, а вот музыка — немецкому композитору Валльроту.
В немецком оригинале песня рассказывает о юном горнисте из партии «Рот Фронт».
И, оказывается, она была популярна в ГДР. В спортивном фильме «Быстрее собственной тени» (1981) есть небольшой эпизод, где советский спортсмен и немецкая семья выясняют, что у песни действительно две версии — немецкая и совесткая.