Молодой Сергей Юрский в редкой отрицательной роли. Неожиданно молчаливый Игорь Дмитриев. Мало снимавшаяся в кино красавица Юлия Гендельштейн, которую через несколько лет лишат гражданства, посадят в самолет и навсегда вышлют из СССР.
А еще Николай Волков-старший, Алексей Локтев, Анатолий Адоскин и многочисленные дети-актеры в героическом советском фильме, действие которого происходит на Острове Свободы.
В начале 60-х годов доселе мало кому известная Куба, стала одной из центральных тем советских СМИ, символом сопротивления американскому империализму, оплотом революционного героизма, наследницей Великого Октября. Свержение в 1959 проамериканского диктатора и приход к власти Фиделя Кастро, не могли оставить в стороне наших кинематографистов.
Советским зрителям нужно было показать героическое сопротивление кубинского народа американским империалистам.
Так появилась, вроде как адресованная юным зрителям, кинокартина «Черная чайка» (1962).
Это режиссерский дебют известного кинодраматурга Григория Колтунова. По его сценариям поставлены такие советские фильмы, как «Сорок первый» (1956), «Неотправленное письмо» (1959), «Зеленый фургон» (1959) и др. Свой второй и последний фильм он снимет через 23 года.
Сюжет картины незатейлив. Группа ребят из прибрежной кубинской деревни проводит беззаботные дни на пляже. Но в близлежащих горах прячется единственный уцелевший из разгромленной контрреволюционной банды диверсантов-наемников. В поисках пропитания он нападает на беззащитных жителей, для которых встреча с ним становится последней в жизни.
Для главного героя мальчика Маноло, хвастуна и выдумщика, детство заканчивается, когда жертвами диверсанта становятся близкие ему люди. Но волей случая ему вместе с дедушкой предстоит не только обезвредить шпиона-убийцу, но и разоблачить коварного и опасного предателя.
Ничего выдающегося в сюжете не найти, но и откровенной глупости тоже нет. Скажу сразу, сама история, рассказанная в фильме вполне логичная, держит зрителя (по крайней мере, юного) в напряжении и что называется, вполне могла бы быть. Так что бери и снимай шпионский приключенческий боевик.
Но что получаем по итогу?
Сегодня картина прочно забыта. В кинотеатрах она прошла в свое время малым тиражом, а по советскому телевидению, по крайней мере, после 1971 года, «Черную чайку» ни разу не показали. И на то были причины, о которых далее…
Те, кто смотрел ленту ее в те годы, вспоминают разве, что некоторые эпизоды. Для взрослых фильм оказался слишком наивным, детской аудитории не хватало настоящего приключения. А герои картины оказались совсем чужды и непонятны советским школьникам, их ровесникам. И дело здесь не в экзотической стране.
Лично меня покоробили прозвища главных героев. Так дедушку главного героя Маноло все называют «Черная чайка», хотя и в русском языке, и в испанском, эта птица относится к женскому роде. Вряд ли бы опытного рыбака навали Чайкой, но допустим.
Как вам прозвище друга Маноло – Сардинка!
На всякий случай уточню, Сардинка – это мальчик. И прозвище это, ему ну никак не подходит! Смотреть фильм, в котором на полном серьезе произносятся такие фразы просто невозможно:
— Сардинка – человек рабочий!
— И все вы должны брать пример с Сардинки!
— У меня никогда не было никакого желания дать Сардинке в морду.
Сначала это забавляет, потом начинает просто бесить.
Сардинку сыграл 17-летний дебютант Толя Подшивалов, которого ожидала успешная карьера в кино и страшная судьба. Он вырос и стал профессиональным актером, много снимался в эпизодах и ролях второго плана.
Зрители запомнили его по фильмам «Республика ШКИД» (1966), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980).
В конце 70-х на съемках на Анатолия Подшивалова упал осветительный прибор. Тяжелая травма головы и, как следствие конец артистической карьеры. У него начались проблемы с речью и памятью. В театре его держали, но выпускали на сцену только в массовке без слов. В кино его больше не приглашали.
В 1987 году Анатолий Подшивалов скончался в возрасте 42 лет.
Герой Сергея Юрского, бродячий циркач, показывающий чудеса снайперской стрельбы из пистолетов, представляется Вильгельмом Теллем, называя при этом себя, «борцом с немецким фашизмом».
Кто не в курсе, Телль – это швейцарский, не известно существовавший ли в реальности, фольклорный герой, который по легенде в 1307 году выстрелом из арбалета сбил яблоко на голове своего сына. Я уже не говорю, про то, что кубинские дети того времени вообще слабо себе представляли что такое «немецкий фашизм».
Но и в завершение оригинальных прозвищ от режиссера и сценариста Григория Колтунова. Американский диверсант-убийца носит подпольную кличку «Четыре плюс два». Почему, никто не объясняет, как и в случае с Сардинкой.
По воспоминаниям дочери режиссера Елены Колтуновой изначально сценарий фильма имел рабочее название «Черный баклан» и рассказывал о событиях в годы Великой Отечественной войны в Абхазии.
Однако события на Кубе, заставили идеологов из Минкультуры снять фильм на актуальную тему. Готовой, чисто кубинской истории, ни у кого не оказалось, а потому решили адаптировать сценарий про наше прошлое.
Кстати рассказанная выше история про «борца с немецким фашизмом» Вильгельма Телля, как раз в годы Великой Отечественной войны смотрелась бы естественной, и не выглядела бы глупостью в реалиях современной Кубы.
Равно, как и прозвище Черный баклан для старого абхазского рыбака было бы более уместным, чем Черная чайка.
А что есть интересного в фильме 1962 года?
Прежде всего, неожиданный образ Сергея Юрского. Он здесь настоящий мачо, благо, что большую часть экранного времени облачен в испанский костюм на голом торсе. Ленинградский актер сыграл абсолютно несвойственного своему киноамплуа отрицательного персонажа, подлеца и негодяя, но при этом чертовски обаятельного.
А вот еще одному ленинградцу Игорю Дмитриеву не повезло. Его американский диверсант, не знающий ни слова по-испански, оказался лишен текста. Без остроумных диалогов, без своей неподражаемой харизмы, актер полностью потерялся в финале картины.
Красавица-актриса, дочь кинорежиссера Альберта Гендельштейна, выросшая в доме Леонида Утесова (дочь певца Эдит Утесова была ее мачехой), она успела сыграть всего в трех советских фильмах.
Гораздо больше Юлия известна своими замужествами. Ее первым супругом был однокурсник по Щукинскому театральному училищу, актер и режиссер Юлиан Панич, эмигрировавший из СССР в 1972 году.
Второй раз она вышла замуж за кинодраматурга Ефима Драбкина, больше известного под литературным псевдонимом Эфраим Севела (1928-2010).
Утром 24 февраля 1971 года в приемную Верховного Совета СССР, как обычно вошла толпа просителей. Среди них были 22 мужчины и 2 женщины еврейской национальности, которые потребовали, чтобы им разрешили эмигрировать в Израиль.
Все они уже подавали ранее прошения о выезде, но им отказали. Теперь же они были готовы сидеть в приемной до тех пор, пока им не разрешат эмигрировать, пусть даже дни и недели…
Среди «захватчиков» были Эфраим Севела, который уже успел снять в качестве режиссера свой первый фильм «Годен к нестроевой» (1968) и его жена Юлия Гендельштейн. Дома осталась их дочь-школьница.
Еврейские активисты ожидали вмешательства милиции и КГБ, разгона или ареста (а потому заранее проинформировали зарубежных журналистов, ждавших на улице у здания приемной сенсации), но ничего не происходило. Их промурыжили до вечера ничего не значащими разговорами и неожиданно пообещали дать всем разрешение на свободный выезд.
Уже через несколько дней всех «захватчиков» и их ближайших родственников (всего 32 человека) лишили советского гражданства и посадили в самолет до Парижа, так как с Израилем Советский Союз разорвал в 1967 году дипломатические отношения и не имел прямого транспортного сообщения.
Фильм Эфраима Севелы «Годен к нестроевой» так и не показали ни разу по советскому телевидению. Имя сценариста удалили из титров популярных фильмов «Аннушка» (1959), «Нет неизвестных солдат» (1965), «Крепкий орешек» (1967) и др. В СССР Севела вернулся в 1990 году и снял фильм «Попугай, говорящий на идиш».
«Черная чайка», скорее всего, исчезла с телевизионных экранов по той же причине — из-за высланной вместе с мужем Юлией Гендельштейн (Севелой). Сегодня она живет в Израиле, с кино после отъезда из СССР не соприкасалась. В эмиграции супруги расстались.
В начале 60-х в СССР создали целую серию фильмов «по мотивам» кубинских событий. В том числе и «Черную чайку». Однако все эти работы не пришлись по нраву ни советским зрителям, ни партийному начальству, ни кубинским товарищам. Да и революционная романтика на Острове Свободы постепенно сменялась глубочайшим застоем.
Кубинская тематика в советском кино закончилась, так толком и не начавшись.