Забытый военный фильм, где главной героиней стала беспринципная торговка

Название «Торговка и поэт» выглядит немного декадентским и, кажется, намекает, что речь пойдёт об очередной трактовке вечной любовной истории людей из разных социальных слоёв. Любовь в картине режиссёра Самсона Самсонова, вышедшей в канун 34-летия Победы, тоже есть, но

главная тема в фильме — война и жизнь самых обычных людей, оказавшихся в оккупации. И тех, кто продал совесть и начал сотрудничать с фашистами, и тех, кто просто смирился с судьбой, и тех, кто не жалел себя ради борьбы за свободу.

В основе фильма — одноимённая повесть белорусского писателя Ивана Шамякина. Сам прошедший через войну,

Шамякин много писал военную тему, тщательно изучая источники и общаясь с фронтовиками и партизанами.

Значительная часть его произведений посвящена белорусам, одними из первых принявших на себя фашистский удар. Повесть «Торговка и поэт» писатель написал в 1976 году и почти сразу же принялся за сценарий. А ставить фильм взялся Самсон Самсонов, для которого это был очередной эксперимент.

Самсонова без сомнений можно причислить к режиссёрам-универсалам, преуспевшим в разных жанрах. Ему удавались и комедийный, и детективные, и приключенческие, и исторические фильмы.

В фильмографии Самсонова на тот момент уже были ленты о войне Гражданской, но темы Великой Отечественной он ещё не касался. Впрочем, не обращался режиссёр к ней и позже — «Торговка и поэт» стал его единственным военным фильмом.

В центре сюжета Ивана Шамякина героиня и герой.

Ольга — разбитная девица, острая на язык, с бойким характером. Саша (он же Олесь) — скромный, лиричный парень, любитель поэзии, до войны учившийся в Литературном институте.

Начинается история с ожидания, что вот-вот в небольшой белорусский городок войдут немцы. В преддверии нашествия жители грабят магазины и хлебзавод, стараясь запастись провизией.

В первых рядах — та самая Ольга, известная торговка, явно не сочувствующая Советской власти. Пьяницу-мужа она давно выгнала, сейчас живёт с маленькой дочкой и рассчитывает только на себя и собственное умение вертеться в жизни.

После прихода немцев подруга просит Ольгу вызволить из плена нужного человека: оказывается, что немцы за некоторую мзду готовы отпускать пленных мужчин. Ольга, у которой остался паспорт супруга, может добиться освобождения указанного мужчины.

Делать этого ей не хочется, но в итоге она всё же отправляется к лагерю, откуда забирает случайного парня Олеся, обессиленного и немощного.

Женщине приходится заплатить за свободу Олеся снедью и драгоценностями, но есть и другая проблема — к Ольге давно неравнодушен полицай Друтька,

частенько к ней захаживающий и бдительно следящий за Ольгой.

В отличие от спасительницы Саша — настоящий боец, несмотря не меланхоличную внешность и кажущуюся слабовольность.

Благодаря ему Ольга, поначалу представленная как мещанка и обывательница, открывает в себе нечто новое, человеческое, то, что, видимо, всегда было внутри неё, но было скрыто за наносной примитивной потребительской психологий.

Для режиссёра Самсона Самсонова было принципиально важно найти свою героиню:

«Среди многих претенденток на главную роль я искал такую актрису, в которой не было бы ничего «актёрского», которая одним своим обликом смогла бы убедить нас в жизненности характера, в том,, что перед нами героиня военной поры».

Большим везением режиссёр счёл встречу с молодой, но уже набирающей известность актрисой Натальей Андрейченко. Позднее Самсонов говорил, что его подкупила нешаблонность артистки, её непосредственность и юношеский задор, азарт и темперамент.

Он отмечал, что у неё не было актёрских штампов, мало того, Андрейченко умела заражать партнёров по площадке раскованностью, так что и они становились более свободными и естественными.

Не менее проблематичным оказался поиск актёра на роль Олеся-Саши. Самсон Самсонов и его ассистенты

«…искали такое лицо, на котором бы идея духовной стойкости прочитывалсь сразу, властно притягивала к себе взгляд — Ольга выбирает Олеся из шеренги военнопленных».

После многочисленных проб режиссёр остановил выбор на Викторе Жиганове, 19-летнем студенте Саратовского театрального училища.

У Виктора уже был на подходе первый фильм, «Торговка и поэт» стал его второй работой. К сожалению, карьера артиста не удалась, фильмов с его участием совсем мало, самые известные — это приключенческая картина «Особо опасные…» (1980) и главный советский боевик «Пираты ХХ века» (1980).

Роль Друтьки получил Виктор Павлов, в других ролях — Любовь Реймер, Стефания Станюта, Виктор Шульгин, Иван Рыжов.

В крошечном бессловесном эпизоде заметен Тимофей Спивак, а в образе немецкого офицера, который, упиваясь властью, даёт-таки разрешение на освобождение Олеся, неожиданно появился Вячеслав Войнаровский, именитый тенор, солист Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

В прокат лента «Торговка и поэт» вышла в 1978 году.

В фильмографии Самсона Самсонова она успешной не числится, на фоне других его фильмов этот смотрится посредственным.

Зрители сразу же назвали недостатком экранизации изменённый финал: повесть Ивана Шамякина и фильм завершаются по-разному. Хотя тут, вероятно, стоило задавать вопросы самому Ивану Шамякину, выступившему здесь сценаристом.

Картина прошла слабо и довольно быстро забылась. Однако смотрится она небезынтересно и уж точно её не назвать банальной. «Торговка и поэт» снят в несколько притчевой манере,

это фильм о войне, где прозвучало всего несколько выстрелов, а тема человека на войне показана с непривычного и неординарного ракурса.

Не и ещё мало где увидишь, как добропорядочные советские граждане устраивают налёты на магазины, и мало где в кино семидесятых услышишь, как герои читают стихи Александра Блока.

Оцените статью
Забытый военный фильм, где главной героиней стала беспринципная торговка
«Двенадцать стульев»: подарок от Данелии и судьба гамбсовского гарнитура