В июне 1961 года в Москве в широкий прокат вышел художественный фильм «Алые паруса». Знаменитый режиссёр-сказочник Александр Птушко в этом фильме показал всем, что он мастерски умеет снимать не только детские сказки, но и романтические сюжеты.
Ведь повесть Александра Грина нельзя назвать чисто детской. Она интересна для всех возрастов. Это история о мечте и любви, о чести и долге, о добре и красоте.
Позже Птушко вспоминал, что сам с юношеских лет был влюблён в книжную Ассоль. Ведь когда повесть была впервые опубликована, ему исполнилось 16 лет. И эта книга на долгие годы стала одной из самых любимых.
И вот, спустя почти полвека, он вернулся к этой тему, чтобы реализовать свою старую мечту и познакомить всех со своей юношеской любовью. И ему это удалось в полной мере.
Птушко снял бы этот фильм и раньше, но до конца 50-х Александр Грин считался в СССР опальный автором и лишь в начале хрущевской оттепели он был реабилитирован.
Всем известно, что Александр Птушко был одним из лучших советских мастеров комбинированных съёмок. В сказочных сюжетах без такого умения в те годы было невозможно снять успешный фильм. Вот и в «Алых парусах» он намеривался сэкономить время и средства, снимая, например, модели вместо настоящих парусных судов.
Но художник и оператор картины отговорили его от такого замысла. Им удалось объяснить режиссёру, что подобные приёмы внесут в фильм именно ту сказочность и «кукольность», которых в этой картине быть не должно.
Ведь главный посыл фильма в том, что нужно обязательно верить в свою мечту и в добро. И не в сказке, а в жизни. Значит, и фильм должен быть максимально реалистичным.
Даже красные паруса, которые Птушко собирался раскрасить при монтаже, решили сделать настоящими. Правда, это влетело в копеечку, но оно того стоило.
Для того чтобы поменять паруса на 45-метровой баркентине «Альфа» (это судно снималось в роли «Секрета») понадобилось около двух тысяч квадратным метров красного шёлка. Благо, что в стране его производили много, так как именно из такого материала в те годы шили миллионы пионерских галстуков.
Но в первые же дни съёмок случился казус. После солёных брызг шёлк темнел и покрывался солеными разводами. Паруса приходилось аккуратно мыть из пожарного брандспойта, так как ткань была непрочной. А оператору пришлось повозиться с фильтрами, чтобы придать парусам ярко-красный цвет.
Планировалось сцену с алыми парусами снимать в Коктебеле, где были построены декорации Каперны. Но Василий Лановой упросил режиссёра перенести эти съёмки в Ялту и раздуть алые паруса напротив городского пляжа.
В это время его невеста Тамара Зяблова (после съёмок они поженились) отдыхала в Ялте, и он очень хотел для неё сделать романтический подарок.
Птушко пошёл ему навстречу. Но основной причиной всё же была не просьба Ланового, а то, что в те дни в Коктебеле было облачно, а в Ялте сияло солнце.
В тот день казалось, что полгорода высыпало на набережную, чтобы посмотреть, как величественный парусник с алыми парусами причаливал к берегу. В Ялте и сегодня живы люди, которые помнят это яркое, незабываемое событие.
Тем не менее после премьеры картины нашлись и те, кто критиковал Птушко за подобную трактовку повести. Его обвиняли в том, что он превратил сказочную историю в «банальную мелодраму».
Но прошли годы, критика утихла и забылась, а фильм уже более шестидесяти лет смотрят всё новые и новые поколения зрителей. И в юную Ассоль продолжают влюбляться юноши уже нынешнего, двадцать первого века.
В этом и есть волшебная магия кино. Если кино, конечно, снимали настоящие мастера.