«Однажды в Америке» – настоящая культовая классика мирового кинематографа, один из фундаментальных основоположников жанра криминальной драмы. История об отчаянных парнях из трущоб Нью-Йорка, объединённых лишь одной целью – стать повелителями преступного мира, купаясь в славе и богатстве. Но может ли стать что-то выше этих стремлений? Может быть, дружба?
Итак, в очередной раз для понимания контекста ситуации нам необходимо в общих очертаниях вспомнить сюжет самой картины от Серджо Леоне. Главным героем всей этой истории гангстерской группировки является Дэвид Ааронсон, также известен под прозвищем Noodles, или же в переводе Лапша.
Сам фильм – это его воспоминания о былых временах двадцатых и тридцатых годов, когда он вместе со своими товарищами только становились на путь королей преступного мира Нью-Йорка.
Его товарищи Макс, Простак, Косой и малыш Доминик крайне талантливые бандиты, проявляющие прекрасную сноровку и смышлёность. Вспомните только как они спасли огромный груз контрабандного алкоголя (напоминаю, в США тогда действовал Сухой закон), за что получили своё первое серьёзное вознаграждение.
Денег у них на руках много, а что с ними делать то? Не просто ведь всё сразу поделить и потратить на глупости. Вот ребята решили половину делить на всех, а половину откладывать в чемодан – тот самый чемодан, который взять они могут только все вместе в случае крайней необходимости.
Позднее так уж приключилось, что Лапша попадает в тюрьму на целых 10 лет. В это же время у его банды всё замечательно: держат подпольный бар, приносящий им просто невероятные деньги в условиях полного запрета алкоголя, при этом планируют расширяться, выходить на более серьёзный уровень. Более того, они становятся важными фигурами в серьёзной игре, что категорически не устраивает Дэвида.
Он не желает ввязываться во всё это, его устраивали те времена, когда они были маленькой уличной шайкой. На деньги ему по большому счёту всё равно, что отлично показывается в той самой сцене ссоры с Максом. Думаю, уже конкретно в этот момент нам чётко доносят мысль, что Noodles не готов «играть по-крупному». Все эти разборки не вписываются в его принципы, которые он не готов продать ни за какие деньги.
В итоге Лапша сдаёт своих же друзей полиции. В ходе перестрелки Косого, Простака и Макса не стало. Теперь преступный синдикат начинает искать и Лапшу. Дэвиду не остаётся ничего, кроме как забрать деньги из чемодана и уезжать из страны. Только вот, в чемодане он не обнаруживает ничего, помимо стопки старых газет.
Проходит ещё 35 лет. На дворе 1960-е, «гангстерская эпоха» в Америке давно приблизилась к своему завершению, теперь на улицах стало спокойнее. И вот, Лапша снова заглядывает в тот самый сейф, где когда-то они с ребятами хранили деньги. Только в этот раз там лежит уже новый чемодан с внушительной суммой и запиской: «Это аванс за будущую работу». В качестве автора сообщения отмечен некий министр Бейли.
Очевидно, эти деньги оставил никто иной, как Макс. От своей бывшей подруги Дэвид узнаёт, что Беркович предусмотрел предательство со стороны бывшего друга и в ходе стычки с полицейскими он, как оказалось, выжил. Более того, не просто выжил, а после всего случившегося отправился к их чемодану и специально оставил там деньги, явно в надежде на то, что когда-то Лапша снова сможет их найти.
Вопрос в том, а почему Макс это сделал? Нам ведь показывали его, как беспринципного гангстера, готового абсолютно на всё ради зелёных бумажек. Ввиду этого многие предполагают, якобы на самом деле Макс эти деньги оставил для себя в качестве заначки. Просто так уж получилось, что или про них забыл, или просто не прикасался к ним намеренно на протяжении трёх десятков лет, и вот Лапша в один день нашёл спрятанное.
Это вполне вписывается в характер Макса, на самом деле, однако я не придерживаюсь этой версии. Мне кажется, тот самый разговор с Дэвидом о деньгах сильно повлиял на гангстера. Когда Лапша, будучи практически на мели, демонстративно сунул ему стопку денег со словами: «Одолжить тебе?», Беркович сильно переосмыслил то, чем он занимается.
Они ведь начинали, как своего рода борцы с ситуацией, из-за которой они и оказались на обочине жизни. Теперь они сами стал инструментом в руках неблагонадёжных людей, в то же время как Дэвид, «уличный пацан», остался при своих принципах. Конечно, предательство друзей никак нельзя простить или оправдать, но где гарантия того, что банда Макса не отправилась бы на тот свет, как только они перестанут быть нужны использующим их людям?
А что вы думаете по поводу всей этой ситуации касательно чемодана с деньгами? Действительно ли Макс оставил их там намеренно для Лапши, или это просто нелепое стечение обстоятельств?