Зачем снимали новую версию фильма «А зори здесь тихие»

Продюсер и режиссер Ренат Давлетьяров умеет делать качественное кино. Простое и понятное. Кино для людей. И нет ничего плохого в том, что он снял свою версию фильма «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева.

По его словам, эту историю он хотел рассказать современным кинематографическим языком для молодого поколения зрителей. Получилось ли? Вот об этом давайте и поговорим.

Как вспоминал сам Давлетьяров, идею нового фильма в дружеской беседе однажды предложил ему Владимир Машков. Естественно, с собой любимым в роли старшины Васкова.

Режиссер тогда действительно задумался над реализацией этой идеи. Но приступил к ней лишь спустя 10 лет. А в главной мужской роли увидел совсем другого артиста – Петра Федорова, с которым уже работал раньше.

«Более ответственного и талантливого актера я, наверное, не встречал за всю карьеру», – признавался режиссер. При этом он настаивал, что хотел сделать не ремейк, а именно новую экранизацию повести Васильева.

По его мнению, эта уникальная по своей драматургии история. И до этого ничего сложнее как режиссер он в своей жизни не делал. Снимать было тяжело и физически, и эмоционально. Давил груз ответственности.

Если с актером на главную мужскую роль определились сразу, то с подбором актрис в команду старшины Васкова были сложности. Кастинг проходил непросто.

Многие претендентки либо вообще не читали повесть и не смотрели оригинальную экранизацию либо ознакомились с ними непосредственно перед пробами.

Более того, кто именно должен играть ту или иную девушку, не до конца понимал и сам Давлетьяров. Режиссер больше ориентировался на свои ощущения.

В итоге главная пятерка актрис в фильме распределилась следующим образом. Анастасия Микульчина – Рита Осянина, Евгения Малахова – Женя Комелькова.

Агния Кузнецова стала Соней Гурвич, Софья Лебедева – Лизой Бричкиной, а Кристина Асмус – Галей Четвертак. Что тут скажешь. Петр Федоров – конечно, ни разу ни Андрей Мартынов.

Однако с ролью старшины актер справился хорошо. А вот с некоторыми актрисами режиссер явно промахнулся.

И если Микульчина и Малахова смотрелись достаточно убедительно, то Кристина Асмус в роли Гали Четвертак выглядела откровенно нелепо. Остальные две барышни вообще ничем не запомнились.

Основные натурные съемки кинокартины, так же как и фильма Ростоцкого, проходили в Карелии. Аккурат в тех же местах, которые и были описаны в повести.

Избы, казарму, баню строили в Тверской области. Все это потом разобрали, перевезли в карельскую деревню и собрали заново. Кое-какой реквизит нашли в закромах Ленфильма.

Некоторые вещи позаимствовали в краеведческом музее Медвежьегорска. Чем-то поделились местные деревенские жители, когда узнали какое кино снимают в их краях.

Съемочная группа работала в спартанских условиях. Доставка и установка оборудования в труднодоступные карельские леса, где не было даже тропинок, походила на подвиг сама по себе.

Часто подводила и переменчивая погода. Практически каждый кадр снят в двух вариантах – в солнечную и пасмурную погоду.

Дольше всего искали подходящее болото. На момент съемок почти все болота в радиусе двухсот километров высохли. В итоге нашли какой-то заросший водоем с корягами на дне.

Там и стали снимать. Во время съемки моросил дождь, и актрисам было по-настоящему холодно, страшно и тяжело. По воспоминаниям режиссера, на съемках дежурил врач, наготове была валерьянка. Но успокоительные не понадобились.

Непросто далась сцена с купанием в озере героини Евгении Малаховой. Эпизод сняли за несколько дублей.

Актрисе пришлось по много раз прыгать в холодную воду в одной нижней сорочке. Продрогшую и уже ничего не соображавшую девушку с посиневшими от холода губами потом отогревали гримеры.

Несколько начальных сцен снимали в Московской области. Для этого с нуля построили целую погранзаставу, где сняли начало войны.

Тот самый момент, когда летний сон вдруг прервали залпы орудий. Танки съемочной группе предоставил Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

На днях специально пересмотрел два фильма один за другим – двухсерийную кинокартину Станислава Ростоцкого и новую версию. Свежий фильм старался оценивать непредвзято.

Просто как отдельно взятое произведение. На мой субъективный взгляд, у Давлетьярова действительно получилось снять другое кино.

Со своей индивидуальной стилистикой, динамикой и режиссерской подачей. Классическую историю Бориса Васильева ему удалось рассказать живым, современным языком для молодых зрителей.

При этом – с большим уважением и к литературному первоисточнику, и к оригинальному фильму 1972 года. Неудивительно, что фильм в итоге понравился и старшему поколению.

Но есть некоторые нюансы. Эпизод в бане в оригинале выглядел очень целомудренно. Но даже его Станислав Ростоцкий с большим трудом отстоял перед комиссией.

В нем он хотел показать, куда попадают вражеские пули и осколки. Кого они калечат и лишают жизни.

В новом же фильме Давлетьяров, видимо, хотел продемонстрировать во всей красе Малахову – свою супругу на тот момент. Никакой целомудренности здесь уже не было и в помине.

Есть и некоторые небрежности в деталях. Винтовки и пистолеты, которые мы видим в кадре – реальные экземпляры, которые использовали в Великую Отечественную войну.

Но большая часть оружия – муляжи, созданные специально для фильма. В том числе, немецкие пистолеты-пулеметы МР 38/40. И здесь вышел прокол.

У этого оружия очень характерные звуки выстрелов. В фильме же они строчат как современные автоматы.

Но, несмотря на мелкие огрехи, фильм удался. И отторжения не вызывает. Современным молодым людям показывать такое кино просто необходимо.

Особенно тем, кто еще недавно кричал, что может повторить. А теперь сломя голову убегает за границу. Фильм получился простой и понятный. Яркий, красочный, с качественно поставленными экшен-сценами.

Только вот какое дело. Лично мне после него еще раз захотелось пересмотреть оригинальную ленту Станислава Ростоцкого. А еще снять с книжной полки затертую до дыр повесть Бориса Васильева.

Помните фразу старшины Васкова? Война – это не просто, кто кого перестреляет, а кто кого передумает.

Оцените статью
Зачем снимали новую версию фильма «А зори здесь тихие»
Две нестыковки с засадой у Верки-модистки, которые многие не замечают