Немало отличий в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» от литературного первоисточника – одноименной книги Юлиана Семенова. Так, например, в кино неожиданно появились две колоритных героини – юная Габи и пожилая фрау Заурих, которых в книгах нет. Зачем они тут появились?
Фильм начинается со сцены, в которого разведчик тоскует по Родине, наблюдает за полетом журавлей во время прогулки по лесу вместе с фрау Заурих. Именно эта героиня произносит первые слова в «Семнадцати мгновениях весны».
У зрителей возникает вопрос: зачем разведчик повез эту женщину за город? Оказалось, что Татьяна Лиознова готовила эту роль для Фаины Раневской. Но актриса, прочитав сценарий, отказалась, и тогда режиссер пригласила ее коллегу Эмилию Мильтон, которая имела большой опыт съемок и выступлений в театре, но большой известности не получила.
Ее персонаж Заурих сочетает в себе глубину и легкую комичность. Таких женщин нельзя обидеть, с ними трудно спорить, к ним проникаешься нежностью и симпатией. Фильм такой персонаж только украсит, не забрав при этом, много экранного времени. Именно за этим и была придумана фрау.
Интересно, что в «Семнадцати мгновениях весны» мы видим, что фрау Заурих вовсе не большой ребенок, как можно подумать в начале. Это весьма мудрая женщина со сложной судьбой, при этом, добрая и человечная. Фрау показывает, что в годы Второй мировой войны в Германии жили не только фашисты, но и нормальные люди.
Также образ фрау Заурих нужнее был в фильме для того, чтобы подчеркнуть человечность Штирлица, сделать его более живым, интересным для зрителя. Именно для этого для фрау придумали такие привычки, как игра на пианино, любовь к шахматам.
А теперь обратимся ко второй героине, которой нет в книге – это молодая немка Габи Набель. Это журналистка с серьезными убеждениями, которая пишет статьи о том, как немцы побеждают советские войска.
Габи – идейная противоположность Штирлица. Он не смог ответить на ее чувства, потом что любил свою жену и был совсем на другой стороне. Журналисту сыграла Светлана Светличная, которая считалась одной из самых красивых женщин советского кино. Ее красота подчеркивала принципиальность Штирлица.
Получается, что эти две противоположности – зрелая добрая фрау и молодая амбициозная Габи выполняли одну задачу – подчеркивали человечность главного героя – Штирлица.