«Зачем всё это? Плевать!»: печальная судьба и неверие в себя Люсьены Овчинниковой, которая не понимала своей звёздности

До чего же была хороша! А каким талантом обладала! Рассматриваю фотографии Заслуженной артистки РСФСР Люсьены Овчинниковой: в её жизни было многое ‒ слава и забвение, любовь и предательство…

Как случилось, что любимица миллионов зрителей вдруг осталась абсолютно одна? Без работы, настоящей семьи, средств к существованию? Листаю книгу жизни великолепной актрисы, пытаясь найти ответ на эти непростые вопросы.

Юность

Овчинникова родилась в украинском городе Олевске 90 лет назад ‒ в сентябре 1931 года. Редким именем Люсьена ее назвал отец, служивший офицером-пограничником. Когда девочке было шесть лет, погибла ее мама. Стать артисткой, похожей на легендарную Любовь Орлову, она мечтала с детства. Но когда, получив аттестат, сказала об этом близким, ее просто подняли на смех. 

Мачеха и вовсе заявила, что с подобной внешностью кроме заводского станка ей ничего не светит. После такой реакции 17-летняя девушка уехала к тете в Минск.

Однако в местный театральный институт на вступительные экзамены опоздала, пришлось устраиваться в парфюмерный магазин продавцом.

Хороший старт

Спустя год она отправилась в Москву и без проблем поступила в ГИТИС. Закончила его с отличием и сразу была приглашена на работу в театр имени Маяковского.

Педагоги Люсьены были убеждены, что она станет комедийной актрисой, однако режиссёр театра Николай Охлопков увидел у Овчинниковой и драматическое дарование. Он сразу доверил ей две серьёзные роли: Вали в «Иркутской истории» и Любки Шевцовой в «Молодой гвардии».

На киноэкране первый раз она появилась в 1957-м: в ленте «Хождение по мукам», где ей достался образ горничной Луши. Через пару лет ее позвали на уже более крупную роль Нюры ‒ сельской сироты в «Отчем доме».

Затем приглашения на съёмки посыпались, как из рога изобилия. Шестидесятые годы были самыми счастливыми и плодотворными в жизни Люсьены.

Открытый взгляд, обаятельная улыбка, переливающийся серебряным колокольчиком голос предполагали образы лирической направленности. Но актрисе были по силам и роли девушек дерзких, боевых не лезущих за словом в карман. Такой была, к примеру, ее Катька из знаменитых «Девчат».

Эта, по сути, второстепенная роль принесла Овчинникой в 1961 году всесоюзную популярность.

Песня «Старый клён» из этого фильма, исполненная ею на пару с Николаем Погодиным, любима народом до сей поры.

Впрочем, своей звездности Овчинникова особого значения не придавала. Подруги рассказывали, как практически силой затаскивали ее в парикмахерскую, долго уговаривали обновить гардероб.

Ответ на все такие попытки у Люсьены был один: «Зачем все это? Плевать!»

Отношения

Разумеется, очаровательная девушка с милыми ямочками на щеках пользовалась большим вниманием противоположного пола. Дважды в ее жизни случался гражданский брак, один раз она была замужем официально.

С режиссером Владимиром Храмовым она стала жить вместе, когда ещё училась в институте. Девушка очень нравилась матери Владимира, которая несколько раз просила не беспокоиться о быте, а лишь родить ребёнка. Однако Люсьена, иногда привечая детей подруг, иметь собственных категорически не желала.

С Александром Холодковым, тоже актёром, она познакомилась в Театре имени Маяковского. Их отношения абсолютно не соответствовали традиционному семейному укладу.

Эксцентричная пара следовала принципам свободной любви ‒ без каких-либо правил и обязательств. Но через несколько лет Александр, заболев неизлечимой болезнью, скончался буквально на руках Люсьены.

Третьим избранником Овчинниковой стал актёр театра имени Маяковского Валентин Козлов.

До 1972 года они играли на одной сцене. Люсьена занимала позицию ведущей актрисы. Супруг тоже не страдал от отсутствия ролей. Всё изменилось с приходом на должность художественного руководителя театрального коллектива Андрея Гончарова.

Сменив на этом месте Николая Охлопкова, новый худрук стал выстраивать собственную творческую концепцию театра, в которой Козлов оказался лишним. Люсьена потребовала от Гончарова оставить мужа в театре, заявила, что в противном случае тоже уволится. Ультиматум не подействовал. Овчинниковой вслед за супругом пришлось покинуть сцену театра, где работала много лет.

Финал

С этого времени началось не только угасание творческой карьеры артистической пары, но и разлад во взаимоотношениях. Люсьена была в беспрестанном поиске хоть какой-то работы, бралась за мизерные, неинтересные роли, упрашивала режиссёров обратить внимание на супруга. Однако хлопоты в большинстве своём оказывались безрезультатными. Сам же Валентин предпочитал гордо оставаться на позиции непризнанного гения и поиском работы особо себя не утруждал.

В череде неудач оба всё чаще стали прикладываться к бутылке. Козлов и прежде отличался непростым характером, был грубоватым, несдержанным. От глаз подруг актрисы не скрылись синяки, покрывавшие её руки. При расспросах она старалась уходить от разговоров на эту тему и никогда ни на что не жаловалась.

В конце концов, однокомнатная квартира списанных в тираж актеров стала пристанищем двух абсолютно чуждых друг другу людей.

Особо тяжело пришлось Овчинниковой в лихие девяностые. Кино тогда практически не снимали, за работу в театре получала мизерные суммы. В августовский день 1998 года Козлов после завтрака зашёл в ванную. Там и нашла его без признаков жизни Люсьена Ивановна. Через четыре месяца скончалась и она.

Кто-то говорил, что не смогла перенести смерть родного человека. Но медицинское заключение было более прозаичным: жизнь актрисы прекратил оторвавшийся тромб.

Источник

Оцените статью
«Зачем всё это? Плевать!»: печальная судьба и неверие в себя Люсьены Овчинниковой, которая не понимала своей звёздности
Советский фильм, в котором боялись сниматься Сергей Шакуров и Наталья Гундарева