Целых два козырька – не многовато ли для головы одного человека?
И ведь носил этакий странный фасон не кто-нибудь вроде экстравагантного сэра Генри Баскервиля с его замашками а-ля «Вы что-нибудь слышали о фонарях в тысячу свечей? Это изобретение Эдисона из Свена». И не странноватый доктор Джеймс Мортимер, который «копался в каких-то могилах».
Этакий необычный фасон выбрал сам известный сыщик – Шерлок Холмс.
Точнее, фасон выбрал первый иллюстратор рассказов о нем – Сидни Пэджет, причем, очевидно, с ведома Артура Конана Дойла, поскольку эти двое сотрудничали при прорисовке образов героев детективов. А уж потом идею стиля переняли режиссеры многочисленных экранизаций книг о сыщике.
Но откуда пошел такой фасон и зачем были нужны два козырька одновременно? Причем не один над другим, но один – над лицом, другой – со спины.
На деле два козырька нужны были для защиты от непогоды. Просто мы традиционно привыкли оберегать только лицо от солнца. А в данном случае предусматривалась также охрана для шеи от светила и непогоды.
Причем по умолчанию подразумевалось, что прическа обладателя такого головного убора непышная и недлинная, стало быть, шея открыта – вот и надо ее обезопасить.
Особенно забавно такой фасон выглядел, если находившиеся по бокам отгибы (своего рода боковые козырьки) связывали под подбородком. В подобном ракурсе аристократ в погоне за благородными оленями мог не отличаться от деревенского мужика в погоне за простыми зайцами.
Таким образом «легким движением руки» элегантная шляпа превращается… превращается шляпа… в самую банальную шапку-ушанку.
На самом деле подвязка на подбородке нужна была, чтобы утеплиться от ветра и разных осадков, а также чтобы не мешать движениям.
Как правило, изготавливались такие шляпы с козырьками из тканей твид и твил. Клеточка же наносилась в качестве камуфляжа на охоте. При этом она могла быть как крупной, очевидной, бросающейся в глаза, так и мелкой, еле заметной, подразумеваемой.
Кстати, впервые сыщик появился в столь интересном фасоне на иллюстрации к рассказу «Тайна Боскомской долины» в публикации 1891 г.
Надо сказать, нарисованный персонаж получился тем еще модником: именно с 1870-х по 1890-е гг. стал популярным сей фасон.
То бишь иллюстратор не придумал этот головной убор – он существовал в реальной жизни и назывался шляпой охотника за оленями, или deerstalker hat на языке самого Холмса.
Англичане, введшие в обычай погони за лисами, оленями и прочими зверушками ради развлечения (т. е. еще до того, как они начали натужно призывать к вегетарианству и срывать с людей шапки из натурального меха), сочетали данный аксессуар с широкой курткой и просторными бриджами. Такой стиль вполне отвечал канонам викторианской эпохи, не утрачивая практичности.
Как уже сказано, Конан Дойл сотрудничал со своим первым иллюстратором, обговаривая рисунки, в том числе нюансы портретов героев.
Поэтому, если современные авторы пишут, что, мол, Холмс никогда в двух козырьках не ходил, это всё придумали за него, то они просто «ловят хайп».
На самом деле с огромной долей вероятности можно предположить, что сыщик был нарисован в этом головном уборе именно с подачи своего литературного отца или по крайней мере с его согласия. Некоторые исследователи даже доказывают, что писатель строго контролировал все изображения своих героев Пэджетом.
Да, Конан Дойл нигде не писал прямо о шляпе охотника, но мог подразумевать ее, что и нашло отражение в рисунках.
Сам сыщик щеголял с двумя козырьками исключительно на рисунках, где его изображали в сельской местности. В городе же на нем была подобающая джентльмену шляпа с полями.
А вот в разных экранизациях, как правило, Шерлок носил этот головной убор вне зависимости от того, куда он направлялся: в центр Лондона, в поместье Сток-Морен недалеко от столицы или на болота к сэру Генри в дальнюю резиденцию рода Баскервилей…
Любопытно, что любовь к великому сыщику помогла обогатиться фирмам, изготавливающим головные уборы: они вовсю продают шляпы «как у Холмса». Первая волна такой моды захлестнула в 1970-е гг. фанатов футбола с родины сыщика, вторая возникла чуть позже в рамках субкультуры кэжуалов.
Как ни крути, а шляпа с двумя козырьками сделалась атрибутом, символом Холмса почти наравне с трубкой, скрипкой и пальто-накидкой.
И, пожалуй, самым ярким образом в кино стал советский Шерлок Холмс в исполнении Василия Ливанова.