Задорный фильм, где главную роль сыграла будущая профессор

Если бы авторы этой истории ставили перед собой задачу показать, пусть даже эффектно, красивые танцевальные номера, разбавив их лёгким сюжетом, то вряд ли бы они достигли успеха поскольку подобные ходы симпатичны лишь узкой аудитории зрителей.

Но создатели решили, что превалировать в фильме будет именно сюжет, а хореография станет в нём колоритным дополнением.

Так и появилась замечательная лента «Девичья весна» (1960), единственная художественная, в которой принял участие прославленный советский, а теперь и российский хореографический ансамбль «Берёзка».

Сценарий для «Девичьей весны» написали Иосиф Прут, Михаил Долгополов и Надежда Надеждина, организатор и бессменный руководитель ансамбля.

Именно благодаря Надежде Надеждиной «Берёзка», родившаяся в конце сороковых, в непростые послевоенные годы, когда страна ещё не восстановилась, уже через десять лет гремела по всему миру, а красавицами-танцовщицами восхищались в десятках стран.

Надежда Надеждина поставила и все танцы в фильме, а главную роль изначально писали под талантливую солистку коллектива Миру Кольцову.

Кстати, сама Мира Кольцова позднее рассказывала, что инициировал создание фильма про «Берёзку» Анастас Микоян, в конце пятидесятых побывавший с ансамблем на гастролях в Америке.

Микояна поразили кадры из какой-то американской ленты, где красотки прогуливались по берегам Гудзона, и он загорелся идеей показать и советских девушек в кино.

Режиссёрами фильма стали Вениамин Дорман и Генрих Оганисян. Любопытно, что Вениамин Дорман, начинавший в кино как автор лирических комедий, позже перейдёт к приключенческому жанру и по-настоящему там преуспеет: почти его картина стали кинохитами. А вот судьба Генриха Оганисяна сложилась трагично.

После «Девичьей весны» он снял драму «Каникулы Кроша» (1961), а потом выпустил блистательную комедию «Три плюс два» (1962), сегодня входящую в золотой фонд советского кино. К сожалению, через несколько месяцев режиссёр ушёл из жизни, не дожив даже до 50.

Для Дормана и Оганисяна «Девичья весна» стала первой большой самостоятельной работой, но работали они под патронажем Сергея Герасимова, их мастера во ВГИКе.

Позже Иосиф Прут вспоминал, что Герасимов во время работы давал ученикам массу полезных советов и внёс в создание ленты вклад не меньший, чем Надежда Надеждина, отвечавшая за хореографическую часть.

По сюжету в солистку ансамбля «Девичья весна» Галю Соболеву влюблён инженер-оптик Володя Макеев. Володя ходит на все концерты и даже как-то попал в газетную заметку, где о нём написали как о преданном поклоннике коллектива.

Узнав, что «Девичья весна» отправляется на гастроли по Волге, Володя пытается попасть на корабль, но билетов на спецрейс нет, зато есть вакансия судового кока.

Володя быстро устраивается поваром и отправляется в плаванием, чтобы быть рядом с возлюбленной. Но на него кладёт глаз коллега Настя Пчёлкина, в которую, в свою очередь, влюблён матрос Алексей.

Всем героям предстоят забавные романтические и не только приключения, а Гале Соболевой даже придётся пересмотреть кое-какие взгляды на жизнь.

Роль Володи получил Лев Барашков, начинающий актёр и эстрадный исполнитель. На роль Насти удачно пробовалась молодая актриса Люсьена Овчинникова (в титрах почему-то она указана как Людмила).

Для Люсьены Овчинниковой «Девичья весна» стала первой удачей, после роли бойкой Насти её заметили и буквально тут же режиссёр Юрий Чулюкин пригласил её в комедию «Девчата» (1961), которая станет одной из визитных карточек актрисы.

Роль её поклонника Алексея получил Алексей Ванин, непрофессиональный актёр и профессиональный борец.

Алексей начал карьеру в кино как исполнитель роли спортсмена, но потом перешёл к драматическим и лирическим образам.

Другие роли получили Эмма Трейвас, Татьяна Надеждина, Владимир Лепко, Иван Рыжов, Георгий Слабиняк.

А ещё на съёмках «Девичьей весны» режиссёр Вениамин Дорман познакомился с великолепным комическим актёром Георгием Тусузовым, тогда уже довольно пожилым.

Для Тусузова, гениального мастера эпизода, Дорман впоследствии находил роли в каждом своём фильме, и последнюю роль 90-летний актёр сыграл как раз у Дормана в детективе «Возвращение резидента» (1982).

Ну и присмотритесь к корреспонденту, который появляется в начале фильма и в финале. Это молодой журналист, в будущем — знаковая фигура советского телевидения Игорь Кириллов.

Съёмки фильма проходили на Волге, в районе городов Горький (куда и отправился ансамбль) и Сталинград. Многие пейзажи в районе Горького, которому в девяностые возвратили историческое название Нижний Новгород, узнаваемы и сегодня, так что у любителей поискать знакомые места в кино тут масса возможностей.

Вышел фильм летом 1960 года. Зрители и критики были единодушны: «Девичья весна» пришлась им по нраву. Отрадно, что авторы действительно не стали перегружать ленту танцевальными вставками, номера введены удачно и к месту и действие не затягивают, поэтому и сюжет выглядит динамичным.

Отдельное удовольствие — комические репризы в исполнении Эммы Трейвас (она же — искромётная Трандычиха из «Свадьбы в Малиновке» (1967)) и Георгия Тусузова.

«Девичья весна», которой уже более 60 лет, и сегодня любима аудиторией. Живёт и по-прежнему восхищает зрителей и хореографический ансамбль «Берёзка», в этом году празднующий 75-летие.

Надежда Надеждина руководила им вплоть до ухода из жизни в 1979 году. А после на её место заступила её ученица Мира Кольцова, также посвятившая танцу всю жизнь. Кстати, Мира Кольцова могла бы променять «Берёзку» на кинокарьеру, ведь после премьеры Сергей Герасимов предложил ей поступить к нему во ВГИК.

Но девушка отказалась, в том числе и потому, что против была Надежда Надеждина. Приняв эстафету от наставницы, Мира Кольцова оставалась руководителем «Берёзки» более 40 лет, в новом веке став ещё и профессором Института культуры.

Писатель и сценарист Борис Ласкин, пробуя себя в качестве рецензента в журнале «Искусство кино», написал о ленте:

«”Девичья весна” — фильм, полный музыки, света, танца, фильм о красоте нашей жизни, о хороших наших делах и нашем хорошем настроении».

Согласны?

Оцените статью
Задорный фильм, где главную роль сыграла будущая профессор
«У нашей женщины нет лифчика»: как Екатерина Фурцева спасла грудь от «вымени»