Загадочная Варвара Попова: Луиза в пьесе «Коварство и любовь», потом старушки, няньки… Как актриса покинула театр, потом ушла с экранов?

Современным зрителям Варвара Александровна памятна ролями нянек да старушек в сказочных фильмах Александра Роу 60-х, где все артисты излучали добро и сюжет имел поучительный смысл.

Испещрённое морщинами лицо милой бабушки в исполнении Поповой просто искрилось добротой и успевало согреть зрителя своим теплом, несмотря на короткие эпизоды с её участием.

А в 1920-х актрису снимали корифеи советского кино, она работала с Протазановым, Козловским, Дорониным, Оболенским.

Варвара Александровна прошла обучение в Третьей студии Московского Художественного театра, руководимой великим Вахтанговым.

Она не имела ни званий, ни наград, кроме одного, самого ценного: любимая ученица Вахтангова.

В конце 20-х, когда Варвара Попова блестяще воплотила на сцене образ Луизы в постановке по пьесе Фридриха Шиллера «Коварство и любовь», о ней, о её таланте заговорили не только в театральных кругах.

В Театре Вахтангова у неё было немного ролей:

1923 — Поликсена – «Правда – хорошо, а счастье – лучше» А.Н. Островского,

1924 — Дуняша – «Женитьба» Н.В. Гоголя,

1927 — Марфуша – «Барсуки» Л.М. Леонова,

1933 — Санька – «Интервенция» Л. И.Славина,

1934 — Маша – «Дорога цветов» В.П. Катаева,

1935 — Нинка – «Аристократы» Н.Ф. Погодина,

1940 — Настя Фалалеева – «Учитель» С.А. Герасимова,

1944 — Феклуша – «Гроза» А.Н. Островского,

1950 — Валерия Иванована – «Первые радости» К.А. Федина,

1954 — Горе-злосчастье – «Горя бояться – счастья не видать» С.Я Маршака.

Возможно, актрисе нечасто выпадали роли из-за её неумения выпрашивать, бороться, интриговать. Среди коллег многие считали Попову неудачницей.

А она водила дружбу с по-настоящему интересными и талантливыми людьми, которые впоследствии стали лицом русского театра: с Борисом Захавой, Цецилией Мансуровой, Елизаветой Алексеевой, Иосифом Толчановым.

Очень дорожила этими людьми в своей жизни и готова была защищать их честное имя перед кем угодно. А потому, когда её любимый партнёр и единомышленник Борис Захава стал подвергаться гонениям и травле, она не побоялась вступиться.

Руководитель театра Рубен Симонов своеобразно оценил её поступок, вынудив актрису уйти из театра. Так в 57 лет Варвара Александровна покинула родные стены навсегда. Вскоре ушёл и Борис Захава.

А спустя несколько лет состоялось возвращение Варвары Александровны в кино. В 1962 году она по приглашению режиссёра Бориса Бунеева сыграла Агафью в фильме «Конец света».

В том же году получила маленькую роль в картине «Течёт Волга», была занята в «Фитиле».

Попова много снималась у Алексея Салтыкова, который считал её своим талисманом. Первый раз они вместе работали на съёмках «Председателя», где она играла деревенскую бабку Самохину.

Но прославилась актриса в киноработах Александра Роу. В киносказке «Морозко» она воплотила слепую старушку, ехавшую на Ивановой шее к себе домой вместе с вязанкой хвороста.

А в фильме «Варвара-краса, длинная коса» сыграла няньку Степаниду.

В 1975 году 76-летнюю актрису пригласили в телефильм Константина Бромберга «У меня есть лев». И после этого она пропала с экранов.

По сведениям из музея театра Вахтангова, Варвара Александровна дожила почти до 90 лет. Только, как она жила в свои последние годы, что делала, с кем общалась, никто не знает.

Варвары Александровны Поповой не стало 31 октября 1988 года. Её могила находится на Введенском кладбище Москвы.

А поклонники шлют ей послания по сей день.

Оцените статью
Загадочная Варвара Попова: Луиза в пьесе «Коварство и любовь», потом старушки, няньки… Как актриса покинула театр, потом ушла с экранов?
Почему Харита Игнатьевна не сказала, что Паратов обручён?