Загнанная женщина с сыном нуждается в надёжном мужском плече: мелодрама с Татьяной Дорониной

В фильме «Капель» (1982) Татьяна Доронина снялась после большого, почти десятилетнего перерыва. Эта работа стала её предпоследней работой в кино, с середины восьмидесятых актриса полностью сосредоточилась на театре.

В число самых известных лент Татьяны Дорониной «Капель» не входит, хотя это отличное кино, где её героиня оказалась в ситуации, знакомой тысячам женщин, когда ей пришлось выбирать между мужчиной и ребёнком.

Любопытно, что снял эту берущую за душу мелодраму режиссёр Андрей Бенкендорф, который уже в российские времена будет задействован в постановке одного из лучших криминальных сериалов «Бандитский Петербург».

Сценарий «Капели» — дебют в кинематографе писателя Георгия Шевченко. Кстати, почти параллельно на той же киностудии имени Александра Довженко, где снимали «Капель», шла работа над другим фильмом по сценарию Шевченко — «Утро вечера мудренее» (1982). На главную роль хоть и с трудом, но всё же удалось заполучить московскую знаменитость — Татьяну Доронину. Актриса уже много лет не снималась. Отчасти потому, что предыдущая её работа, многосерийный телефильм «Ольга Сергеевна», стал для некоторых зрителей, да и для самой актрисы разочарованием, несмотря на то, что поставлен он был по сценарию Эдварда Радзинского, драматурга и экс-супруга Татьяны Дорониной, благодаря которому появился один из лучших фильмов с актрисой — «Ещё раз про любовь» (1968). Тем не менее, после «Ольги Сергеевны» Доронину можно было увидеть только на театральной сцене, но не в кино.

«Капель» — это история, которая многим покажется узнаваемой, а кому-то — и вовсе историей из собственной жизни. Женщина, расставшись с мужем-алкоголиком, поднимавшим руку на неё и сына, сама тянет семью. Мария — маляр, её сын Витька — хулиганистый, но не злой подросток. К Марии захаживает немолодой поклонник Аркадий Семёнович, мужчина практичный, явно не бедствующий, но скользковатый. Вите он совсем не нравится, да и Марию, похоже, он не слишком привлекает, но надо растить сына, а бесконечно крутиться одной невыносимо. Аркадий Семёнович уезжает в месячную командировку, а за это время кое-что меняется: в доме появляется новый знакомый — молодой мужчина Иван Петрович, немногословный инженер. Витька, из-за которого Иван и познакомился с Марией, поначалу ведёт себя вызывающе, но Ивану всё же удаётся завоевать его доверие.

И с Марией у них определённо возникает симпатия, которая вот-вот перерастёт во что-то большее. Но вот проблема — Ивану 35 лет, а Марии заметно больше.

И для неё это непреодолимое препятствие. А тут ещё возникает бывший муж, который по-прежнему любит Марию, и возвращается Аркадий Семёнович с безапелляционным предложением руки и сердца.

Марию, главную и единственную женскую роль, получила Татьяна Доронина. Надо сказать, актриса здесь уже предстаёт зрелой женщиной без особых романтических иллюзий. Здесь у Татьяны Дорониной почти нет вздохов. придыханий, пришёптываний, которыми она всегда славилась, хотя и сохраняются привычные интонации. Вообще же мне кажется странным, что этот фильм не стал популярным — Татьяну Доронину здесь можно увидеть совсем с другой стороны, не менее, а может и более интересной, чем в ранних ролях.

Роль Аркадия Семёновича получил Николай Пастухов. Актёру чаще доставались роли всё-таки положительные, здесь же его герой сомнителен: вроде человек неплохой, но что-то в нём есть отталкивающее. Я бы определила этот типаж как СанСаныч из «Девчат» (1962) — рациональность, переходящая в мелочность, симпатия, от которой хочется отмыться. А вот в роли Ивана Петровича предстал Александр Аржиловский, и ему этот образ подошёл идеально.

В заметке об актёре, напечатанной в «Советском экране», ему дали такую характеристику:

«Герои Александра Аржиловского — из тех, кто на праздниках держится в тени, зато в работе первые. На таких крепких немногословных мужчин с твёрдым взглядом можно смело положиться — не подведут».

Именно таким и получился его герой в «Капели».

К сожалению, судьба актёра сложилась не слишком удачно. В детстве Александр мечтал стать лётчиком, но один поход в кино полностью поменял вектор его жизни: увидев фильм «Прощайте голуби!» (1961), он твёрдо решил стать актёром. Но удалось это не разу: с первого раза Александру не удалось поступить в театральный вуз, так что год он провёл в качестве рабочего на стройке и только со второго раза сумел попасть в ГИТИС.

Несмотря на яркие работы в кино и на сцене, Александр Аржиловский не считал карьеру успешной и мучился от нереализованности.

Именно это привело его к мыслям о суициде и в 51 год он добровольно ушёл из жизни.

Роль бывшего мужа Марии сыграл Леонид Яновский, а её сына Витьку — юный актёр Максим Пучков. Максиму тогда было 12 лет, но у него была уже серьёзная фильмография: он снялся в нескольких кинофильмах и в ряде выпусков детского киножурнала «Ералаш». Подвижный рыжеволосый мальчик с выразительной внешностью в кино попал ещё совсем маленьким: его отец Николай Пучков был оператором и часто брал наследника на съёмки.

Дебютировал Максим ещё в пять лет, а потом регулярно получал роли.

Повзрослев, парень решил немного сменить направление и выбрал не актёрство, а операторское искусство. Но, к сожалению, его жизнь рано оборвалась: в 30 лет Максима Пучкова не стало.

Мелодрама «Капель» вышла в прокат в мае 1982 года и прошёл по экранам скромно.

Для Татьяны Дорониной, приближавшейся к 50-летию, он не стал новым прорывом, хотя, возможно, расчёт на это был.

В последний раз она появится в кино через три года в мелодраме «Валентин и Валентина» (1986), а уже через год прогремит скандал с расколом МХАТа, где служила Татьяна Доронина. Она возглавит группу отколовшихся артистов и создаст новый МХАТ — имени Горького, а кино отойдёт даже не на второй, а на третий план. «Капель» же — всё-таки хороший и добрый фильм и напрасно обделённый вниманием. И Марию я очень хорошо понимаю.

В заключение отмечу, что, как и во многих других лентах, Татьяна Доронина тут исполнила песни. Во-первых, это композиция «На Тихорецкую состав отправится», но здесь она звучит совсем не так, как в «Иронии судьбы». А во-вторых, это «Я тебе пригожусь», которая была одним из шлягеров ВИА «Поющие гитары», но тоже немного в иной интерпретации.

Сюжетно мелодрама «Капель» перекликается с другим фильмом на ту же тему — «Мама вышла замуж» (1970): главная героиня разрывается между любовью к мужчине и сыном. Но здесь финал иной. Какой именно выбор сделала героиня «Капели», узнайте из фильма.

А какие роли Татьяны Дорониной по душе вам: ранние или поздние?

Оцените статью
Загнанная женщина с сыном нуждается в надёжном мужском плече: мелодрама с Татьяной Дорониной
«Маленькое одолжение» (1984) — фильм с поющим Николаем Караченцовым