Заговор молчания в фильме «Карнавал» — почему отец и дочь ничего не знали друг о друге?

Не дает мне покоя кое-что из этого фильма. А именно: заговор молчания во всем, что касается Нины и ее отца.

Давайте посмотрим на ситуацию без эмоций. Есть мать Нины. Ее имя неизвестно, поэтому мы так и будем ее называть. Есть баба Зинаида — бабушка Нины по отцу, бывшая свекровь ее матери. Брак между матерью нины и Михаилом был — мать Нины носит на левой руке обручальное кольцо. Обратите внимание, что между этими двумя женщинами неплохие отношения. Во всяком случае, мать Нины говорит о бывшей свекрови без враждебности, дочери не препятствует с ней общаться и даже подсказывает, когда надо сходить к бабе Зинаиде и помочь ей по хозяйству. Исходя из вопроса Нины отцу «Баб Зина вам обо мне ничего не говорила?», Нина знает, что баба Зина мать ее отца. И вот тут возникает большой вопрос: почему встреча отца с дочерью стала шоковой для них обоих? Ни девочка ничего не знает о том, как выглядит ее отец, чем занимается, ни горе-папаша не знает, как выглядит его дочь (не узнал ее при встрече), сколько ей лет («Такая большая…»).

На что еще я хочу обратить ваш внимание: Нина девочка уже взрослая, ей уже исполнилось 18 — об этом она упоминает в разговоре с матерью, когда заходит речь об алиментах: «Представляю, какой у них праздник был, когда мне восемнадцать стукнуло». То есть, перед нами совершеннолетняя дееспособная гражданка. Но ведет она себя как ребенок — катается на роликах, жонглирует картошкой, бредит «красивой» жизнью артистки, а уж когда появляется папаша, то вообще ведет себя как пятилетка. И это в 18 лет, когда в те годы в этом возрасте многие девочки уже были женами и матерями. А ее рассуждения о жизни наивны и оторваны от реальности. То есть, налицо инфантильное поведение.

С одной стороны — Нина творческая личность, а творческим личностям присуща некая оторванность от реалий. Но с другой… Сразу понятно, что человек с подобным мировоззрением, вырвавшись из-под материнского крыла, наворотит ошибок, что с Ниной и происходит — одна лавстори с Никитой чего стоила. Вопрос в том, почему мать и бабушка никак не объясняли Нине, что бывает в жизни? Почему не объяснили, что если мужчина спит с тобой, то это еще не значит, что он готов жениться; что заявляться «сюрпризом» в чужую, да и вообще — ни в какую семью не принято; что быть артисткой такой же адский труд, как любая другая работа? Почему они не говорили Нине, что представляет из себя ее отец? Не питала бы она тогда иллюзий в отношении папки, избежала бы многих слез и неприятностей.

На мой взгляд, здесь преследовались две цели одновременно. Первая — не ранить Нину. По каким-то причинам мать и бабушка решили не разочаровывать ее, позволили жить в фантазиях. И вторая причина — обе дамы не хотели ранить себя. Мать Нины травмирована неудачным браком не меньше, чем дочь. Зинаиде тяжело признать, что она плохо воспитала сына. И говорить об этом значит ковырять в первую очередь собственные раны. Проще и безболезненней сделать вид, что все так и должно быть. Я просто уверена в том, что они договорились устроить эту встречу, типа пусть познакомятся.

Но если мать Нины я еще как-то могу оправдать — вляпалась по молодости, не отболело до сих пор, то Зинаиду оправдать у меня не получается. За столько лет не отослать сыну фотографию дочери? Ну ладно, жены боялся — это можно было сделать письмом «до востребования». Пришел, по паспорту получил и спрятал — никто ничего не узнает. За столько лет не показать внучке фотографию отца? Это как? В то время вообще очень любили семейные снимки и фотографировались специально, чтобы отправить родственникам. Тем не менее.

Честно говоря, была такая фишечка в СССР — не говорить детям правду. Усыновленным детям законом запрещалось говорить о том, что они усыновленные. Про отцов, бросивших семьи, было принято выдумывать сказки: «в командировке на полюсе», «в космосе», «спасает африканских свиней от леопардов». То же самое было, если папеньке вдруг случалось присесть. У друга моего детства был совершенно непутевый отец. Классический ходок, с нар слезал максимум на год. Как в том фильме: украл-сел-вышел, украл-сел-вышел. Так вот ребенку, которому тогда было 7-8 лет, говорили, что папа на заработках на севере. Причем, правду знали все, все бедную деточку жалели, но при этом хранили гробовое молчание. Вот вырастет, исполнится 18, вот тогда… Вот и Нину, видимо, жалели — зачем девочке знать об этом? Откровенная ерунда — дети и в 10 лет все прекрасно понимают и правильно воспринимают. Эта порочная практика благоговения перед никчемными отцами многим искалечила жизни.

Еще можно оправдать подобную ложь в отношении 5-летнего ребенка, но когда взрослого 50-летнего мужика всеми силами ограждают от правды… Этого я понять не могу.

Скорей всего, мать не хотела создавать сыночку трудности и напоминать ему о его ошибке. Жалела, очевидно. Ну несмышленыш же — всего-то 35-40-50 годочков. Может быть, в тайне считала, что мать Нины сама виновата. И некая инфантильность, кстати, Михаилу тоже присуща. Он тоже творческая личность и живет в каких-то фантазиях: что может вечно обманывать жену, что сможет тайком снимать дочери квартиру; наверняка и в Москву уехал в погоне за мечтой стать знаменитым художником. Но жизнь, зараза, кусачая. В конечном счете молчание этих двух дам вернулись и к отцу, и к дочери увесистым бумерангом: у папеньки наверняка обострились отношения с женой, дочка вляпалась в серьезные неприятности, к тому же они рассорились друг с другом. Воистину — благими намерениями выстелена дорога в ад.

Оцените статью
Заговор молчания в фильме «Карнавал» — почему отец и дочь ничего не знали друг о друге?
Зачем Данила Багров «заземлил» такую кучу народа в «Брате 2»?