судьба фильма оказалась непростой: его двадцать лет продержали на полке.
Автором сценария стал известный белорусский писатель Владимир Короткевич.
Для кино он работал впервые, но сценарий, тем не менее, получился красочным, содержательным и кинематографичным.
Считается, что Короткевич написал вначале именно сценарий, а роман «Христос приземлился в Гродно» выпустил уже после того, как сняли фильм. Однако в титрах указано, что картина снята по роману:
Возможно, этот кадр вставили при более поздних доработках фильма.
Экранизацией занялся Владимир Бычков, белорусский же режиссёр, работавший на киностудии «Беларусьфильм». В 1965 году он выпустил сказку «Город мастеров», довольно необычную, где-то даже экспериментальную картину с крайне занятным визуальным решением. Сценарий Короткевича Бычкову понравился, мало того,
сценарист и режиссёр быстро нашли общий язык и поняли, что видят будущее кино похоже. Актёры, снимавшиеся в фильме, вспоминали, что Владимир Короткевич часто бывал на съёмочной площадке и одобрительно относился к находкам Бычкова.
В образе актёра бродячей труппы Юрася Братчика, и перевоплотившегося в Христа, Бычков поначалу увидел Ролана Быкова. Тот приехал в Минск, довольно удачно попробовался, но потом сделал выбор в пользу другой работы.
Тогда пригласили Льва Дурова, который в Белоруссию всегда приезжал охотно и удовольствием работал на «Беларусьфильме». Коллег Юрася, других бродячих артистов, которые всё так же, по воле церковников, стали апостолами сыграли Алексей Смирнов, Лев Круглый, Павел Кормунин.
А вот в Иуду превратился корчмарь, в образе которого снялся Илья Рутберг.
Отдельно отмечу, что любимым апостолом Иисуса Иоанном в этой истории стала блудница (в её роли — Любовь Румянцева). До поры до времени
ни «Иисус», ни «апостолы» не подозревали, что с ними в компании находится дама.
И это вдвойне любопытно в свете давних дискуссии о фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, ведь согласно одной из теорий рядом с Христом там не Иоанн, как традиционно считают, а Мария Магдалина.
Не нашла информации, связан ли замысел Владимира Короткевича с этой теорией, но сам факт назначения Иоанном девушки интригует. Вообще же посоветую внимательно смотреть титры в начале фильма, там подробно описано, кого и за что выбрали в «апостолы».
Не менее интересны исполнители ролей второстепенных: бродяг-хитрецов изобразили Борис Новиков и Леонид Каневский, юродивым стал Валерий Носик (и это очень необычная роль для актёра),
в роли изобретательного иезуита, который и придумал глобальный спектакль с появлением в средневековой Белоруссии Христа, предстал Донатас Банионис, а роль агрессивного татарского предводителя, отправившегося на захват Спасителя, получил Болот Бейшеналиев, киргизский актёр, прославившийся ролью в драме Андрея Кончаловского «Первый учитель» (1965).
А в совсем маленьких ролях ищите Екатерину Васильеву, Галину Макарову, Елизавету Уварову, Пантелеймона Крымова, Владимира Кашпура.
Некоторые эпизоды сняли в павильонах киностудии, сцены в монастыре создали в Острошицком городке в Минской области, но большую часть ленты снимали в местечке Понизовка под Ялтой.
Там выстроили «средневековый Гродно» по эскизам художника Шавката Абдусаламова,
на который ушёл внушительный бюджет. Зато декорации получились по-настоящему эффектными и достоверными. Дополняла зрелище музыка Олега Каравайчука, как обычно, очень продуманная, уместная и запоминающаяся.
Уже во время работы над фильмом у режиссёра начались проблемы.
Из Москвы приезжали высокопоставленные кинематографисты, контролировашие съёмки, и регулярно критиковали и сам сюжет, и его реализацию.
Актёр Илья Рутберг позже вспоминал, что если на первом этапе артисты играли с удовольствием, поскольку для многих из них «Житие и вознесение Юрася Братчика» стал возможность радикально поменять амплуа, то
потом из-за бесконечных придирок чиновников и пересъёмок в угоду их требованиям актёры стали терять интерес к фильму и заканчивали его уже без энтузиазма.
И даже после завершения фильм сильно раскритиковали, режиссёра заставили многое переделать и в очередной раз переснять. На доделки ушёл ещё почти год.
Окончательная версия очень расстроила Владимира Короткевича, потому что его замысел был серьёзно искажён. По этой причине он от кино надолго отвернулся и снова решился взяться за сценарий лишь через десять лет, когда Валерий Рубинчик взялся делать «Дикую охоту короля Стаха» (1979).
Не понравилось цензорам и название «Христос приземлился в Гродно» (именно так в первом варианте назывался фильм).
Ленту переименовали в «Житие и вознесение Юрася Братчика», пустили малым экраном, но довольно быстро из проката изъяли, запретив к показу и отправив в архив.
Широкая аудитория встретилась с картиной лишь в послеперестроечный времена.
Сегодня фильм смотрится чуднО. У меня сложилось ощущение фрагментарности, бессвязности и какой-то неполноценности. Скорее всего, это последствия жёсткой цензуры. И не зря за кадром часто звучит голос, дающий пояснения. Без него фильм смотрелся бы, наверное, тяжелее.
А вы знали, что Лев Дуров сыграл Иисуса аж в 1967 году?