Зажиточный Шурик

Изобретатель Шурик Тимофеев из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) при ближайшем рассмотрении выглядит очень и очень круто. Это вам не чудо-Перельман, отказавшийся от миллиона (или сколько ему там предлагали?).

Это — респектабельный молодой человек, у которого жизнь и быт — на уровне «выше среднего». Это не рядовой сотрудник. На милого растяпу, занятого только научными грёзами, он и вовсе не тянет.

Начнём с жилплощади. Общий вид дома снимали на улице Новокузнецкая. Это был экспериментальный дом с зигзагообразным фасадом и квартирами улучшенной планировки. Кирпичный. В центре.

Да, в те годы у большинства советских граждан были отдельные квартиры, но обосноваться в новом доме в историческом центре столицы — это надо было сильно постараться. Обычные люди, если и жили когда-то на Остоженках и в Арбатских переулках, были расселены по Бирюлёво-Новогиреево-Хорошёво и так далее.

Конечно, внутри Садового Кольца тогда ещё проживало довольно много народу — всякие Новосельцевы, которые там всегда жили — быть может, с дореволюционных времён, однако, повторюсь — в новом, улучшенном-кирпичном-крутом доме получали квартиры далеко не все.

Вид из окна снимался в другом месте — Иван Васильевич наблюдает «красоту и лепоту» в районе Калининского проспекта. В общем, Шурик, говоря словами Жоржа Милославского когда-то «удачно зашёл».

А удачно зайти в 1960-х — начале 1970-х можно было в науку, что он и сделал. Далее — обстановка. Если вас смущает скромность меблировки, то вы просто не в курсе дизайнерский веяний эпохи — именно так выглядела стильная обстановка в домах 1960-х годов.

А к началу 1970-х, когда начался ретро-бум и гонки за антиквариатом (см. квартиру соседа — товарища Шпака), так вот Шурик и Зиночка пока не сменили вкусы — они ещё чересчур молоды, чтобы скупать комодики эпохи Керенского.

Тут интересна кухня — белый гарнитур. Я не могу утверждать, что в Москве был какой-то страшный дефицит кухонных шкафчиков, но определённые цвета котировались выше иных — это как раз белая мебель (красная — тоже). Считалась признаком достатка. (Помню, как мы записывались именно на белую-импортную и ждали её полгода). Да, у Тимофеева — жена актриса, начинающая звезда.

Здесь уже не так важно, что рассматривать — реальную Зиночку, которую мы видим в финале картины или же — ту фифу, что постоянно меняет брючные костюмчики на мини-платья и — обратно.

Не сказать, чтоб гонорар молодой звёздочки (в СССР!) мог превышать зарплату перспективного учёного (в СССР!), но по любому Зина — не библиотекарь и не учительница на окладе 80-130 рэ. В общем, деньги там водятся.

Другое дело, что для Тимофеева достаток — не самоцель. Сам-то он одет весьма просто. Как привык в своём НИИЧАВО или где он там начинал? В одном из обсуждений я прочла так же, что водка, которой Шурик поит Ивана Васильевича — экспортный вариант.

Не берусь утверждать или же оспаривать — я не в курсе водочной тематики. Да, я рассматривала только фильм и его антураж, не касаясь булгаковского первоисточника.

Оцените статью