Сначала за перенос романа на экран взялся поляк Анджей Вайда. Он взял библейскую линию романа, перенес ее в ХХ век и снял фильм «Пилат и другие». После этого в Сербии режиссер Александр Петрович перенес на экран только московскую линию романа.
Позже за экранизацию «Мастера и Маргариты» вновь взялся поляк – Мацей Войтышко снял свою версию произведения Булгакова из четырех серий.
И только в 90-е годы очередь экранизации произведения писателя дошла до отечественных режиссеров. В 1994 году «Мастера и Маргариту» перенес на экран Юрий кара. Но из-за разногласий с продюсерами и родственниками писателя этот фильм вышел в свет только в 2011 году.
Самую яркую, полную и самую интересную версию этого мистического произведения снял в 2005 году Владимир Бортко. Работать над «Мастером и Маргаритой» режиссер задумал еще в 1987 году, но тогда уступил место своему коллеге и другу Элему Климову, а сам снял «Собачье сердце».
У Климова из-за загруженности в Союзе кинематографистов ничего не вышло. Чуть позже Госкино отказалось выдавать разрешение на экранизацию Эльдару Рязанову и Владимиру Наумову.
К работе Бортко приступил в 2000 году, подобрал часть актеров – Галину Тюнину, Сергея Маковецкого, Виктора Сухорукова, Дмитрия Певцова. Но наследник Булгакова продал права на экранизацию в Голливуд. Потребовалось несколько лет, что выкупить эти права.
Кастинг пришлось проводить заново. Маргариту изъявили желание сыграть Виктория Толстоганова, Ингеборга Дапкунайте и Анна Ковальчук. Ковальчук выбрали, так как она больше всего у режиссера ассоциировалась с Маргаритой.
Владимир Бортко видел в роли Воланда Олега Янковского, но тот категорически отказался сниматься, так как не хотел связывать свою творческую карьеру с этим мистическим произведением.
Тогда режиссер начала переговоры с Гэри Олдменом и Жаном Рено. Звезды Голливуда прочитали сценарий, после чего отказались принимать участие в российском проекте.
Роль мастера Бортко предложил Владимиру Машкову, но актер отказался в пользу Голливуда. И тогда роль без проб отошла Александру Галибину.
Воланда отдали в итоге Олегу Басилашвили, который оказался человеком несуеверным, и видел своего героя очень оригинально. Актер тогда сказал, что его герой пришел в Москву, чтобы расставить все точки над i, и посмотреть, кто живет в современной Москве.
География съемок достаточно обширна. Общие планы Иерусалима сняли в Израиле, а библейские сцены – в Болгарии. Потом отправились в Крым, а затем – в Санкт-Петербург, где снимали Москву образца 30-х годов.
Со столичных Патриарших прудов герои шли на площадь Тургенева в Питере, потом действие перемещалось в психиатрическую больницу, в роли которой выступил Елагинский дворец.
Много времени ушло на создание Кота Бегемота. Его играл актер невысокого роста Вано Миранян, надевавший «кошачий комбинезон», за него говорил актер Семен Фурман. Кота-человека сыграл Александр Баширов. Еще одним воплотителем этого героя стал простой дрессированный кот из цирка Юрия Куклачева.
В сериале «Мастер и Маргарита» много компьютерной графики. Спецэффектами ретушировали обнаженную Анну Ковальчук и монтировали ее полеты, «допиливали» Кота Бегемота, материализовывали из воздуха нескольких героев.