Динара Асанова – мастер печали (!), и потому её фильм с будничным названием «Жена ушла» (1979) выделяется даже на фоне минорного, осеннего кинематографа той эпохи.
В 1970-х – начале 1970-х мы постоянно видели депрессивных или же мятущихся людей – Макарова из «Полётов во сне и наяву», Зилова из «Отпуска в сентябре», Бузыкина из «Осеннего марафона» и так далее.
Все они пытались словить уходящую молодость с её смыслами, а потому – сбегали от жён к любовницам, но и там – увы. Многие ребята-шестидесятники не умели проживать зрелость.
У Динары Асановой всё иначе — уходит не мужчина, а женщина, да и не к возлюбленному, а …в никуда. И это – самое страшное. Елена Соловей гениально играет усталость и от собственной пустоты, и от бессмысленности её союза.
Впрочем, всё по порядку! Перед нами – образцовая советская семья 1970-х. Александр Клюев – прораб, лучший на своём участке (Валерий Приёмыхов), Вера – библиотекарь, мечтающая о диссертации (Елена Соловей).
Он – весь на земле. К неё, как говорится, «какие-то искания». Ему важно иметь кусок хлеба с маслом – это масло нам упорно показывают на протяжении всей картины; ей нужны эмоции.
Она ему восторженно вещает о возможной теме диссертации, он – хочет смотреть волейбол, он — болельщик, и ему неинтересны высоко_умные словеса жены-красавицы.
Тот случай, когда судьба впрягла в одну телегу «…коня и трепетную лань». Одиннадцать лет прожили вместе, у них есть сын Витя — …двоечник, но умненький, не хулиганит, а читает Жоржа Сименона.
Со стороны кажется, что всё нормально и даже более чем, ибо мужик работящий, не бyхает, не дерётся, всё – в дом. Чего ещё-то надо? А вот ей, Вере надо. Разговоров, смыслов, идеалов.
Я понимаю, что многие сейчас заявят: «Тётка с жиру бесится», и будут со своей стороны правы. Но люди-то разные. К тому же нам показывают воспоминания Веры или, как нынче это называют флэш-бэки.
Её Саша не всегда был таким земным – ему была присуща романтика, он был заботливо и восторжен, а теперь сделался сух и деловит. Поэтому Вера, написав несколько строк, отчаливает в новую жизнь. Без него. Без мужа.
Сначала живёт у подруги Тани (Лидия Федосеева-Шукшина), потом – едет в аэропорт, чтобы улететь на край света. Без всех. Даже без сына, который переживает первую в своей жизни трагедию.
Правда, она обещает, что, когда устроится, то заберёт мальчика к себе. Вот интересно, до какой степени надо истерзаться, чтобы рвануть, кинув не только весь привычный мир, но и любимого сына?
Да, пытаясь вернуть супругу, Александр не нашёл ничего лучшего, кроме как заявить: «Да кому ты нужна?» и добавить, что скоро она будет седеть. В общем, старушка, перестань дурачиться.
Он избрал наихудший способ, и потому Вера ещё раз укрепляется в своём решении. Полагаю, что оно было не спонтанным, как покажется на первый взгляд — она давно хотела уйти.
…В финале Саша и Витя едут на аэропорт, чтобы остановить маму-Веру, но смогут ли? Успеют ли? Финал – открытый. В те годы вообще любили такие итоги без итогов.