51-летний Олег Табаков и 21-летняя Марина Зудина в позабытом советском водевиле. Самое начало их тайного 10-летнего романа. Мэтр и его ученица сыграли на экране отца и дочь, хотя уже не могли скрывать от коллег свои отношения. Но тогдашние зрители и поклонник мастера ничего и не подозревали…
В пятницу вечером 2 января 1987 года по Первой программе ЦТ СССР состоялась премьера водевиля «Путешествие мсье Перришона». Легкая музыкальная комедия с просто потрясающим актерским ансамблем так и не стала любимой у зрителей. И на то есть ряд причин.
Снятый в 1986 году, специально для телевидения, фильм является экранизацией одноименной пьесы классика французского водевиля XIX века Эжена Лабиша. По другим его произведениям в СССР уже поставили популярную комедию «Соломенная шляпка» с Андреем Мироновым и менее известную, снятую на Киностудии имени Довженко, комедию «Копилка».
Для режиссера Маргариты Микаэлян (1927-2004) это была не первая адаптация литературной классики. Она выпустила фильмы «Красавец-мужчина» и «Вакансия» по А.Н. Островскому и «Пеппи Длинныйчулок» по Астрид Линдгрен. Но снятый в 1986 году «Путешествие месье Перришона» стал последней киноработой талантливой женщины-режиссера.
Сюжет картины нет смысла пересказывать, он прост и понятен, как всегда, в старинных водевилях. Всё, как всегда, крутится вокруг неразделенной любви и человеческих пороков.
Для поклонников отечественного кино, фильм обязателен к просмотру только из-за одного актерского состава. К сожалению, далеко не все любимые артисты способны впечатлить, некоторые, наоборот, разочаруют зрителя.
Прежде чем, мы расскажем об Олеге Табакове и Марине Зудиной, сыгравших мсье и мадемуазель Перришон, несколько слов о других актерах.
Единственный, кто полностью отдает себя зрителю, так это Валентин Гафт. Его страдающий от любви вояка и бретер, майор Матье, самый органичный персонаж в этой квазифранцузской кутерьме.
Его даму сердца, мотовку и изменщицу красавицу Аниту сыграла Татьяна Догилева. Ее приятно видеть во всех фильмах 80-х и начала 90-х гг.
Из актеров второго плана выделяются двое:
Игорь Скляр в роли одного из двух друзей-соперников, претендентов на руку мадемуазель Перришон. Его герой, поначалу вызывающий восторженное умиление, окажется тщедушным подхалимом и завистником.
Александр Филиппенко со своим фирменными ужимками и кривляньями, которые как нельзя лучше подходят для его персонажа-проходимца.
Отдельно нужно отметить Татьяну и Екатерину Васильевых, которых некоторые принимают за родных сестер. Татьяна Григорьевна сыграла расчетливую и хладнокровную мадам Перришон, а Екатерина Сергеевна похотливую вдову-миллионершу, второстепенного персонажа.
Обеих дам объединяет не только бальзаковский возраст, но и внезапно нахлынувшие чувства к обоим кавалерам юной мадемуазель Перришон. Да, возрастная замужняя мама и ее дочь на выданье оказываются без ума от одного и того же молодого человека (дебютная роль актера Михаила Зонненштраля, прожившего всего лишь 41 год).
— Он дочке мил, и мне он кстати… — поет героиня Татьяны Васильевой.
Кстати, кроме Марины Зудиной, с курса Табакова дебютировал на экране еще один студент – Александр Мохов, звезда современных третьесортных сериалов. А опытный Авангард Леонтьев, который в ГИТИСе был своего рода «заместителем» мастера и подменял Олега Павловича во время постоянных съемок и репетиций, сыграл помощника мсье Перрришона.
Ну и внимательный зритель разглядит в небольших ролях еще целый ряд узнаваемых лиц: Владимир Носик, Сергей Газаров, Людмила Дмитриева, Вадим Александров.
А что же с исполнителями ролей главных героев, отца и дочери?
Явно не на своем месте Олег Табаков, сыгравший богатого и тщеславного торговца каретами мсье Перришона. Даже его фирменная фраза:
— Я не любитель цветистых фраз!
кажется наигранной и вымученной.
Не знаю почему, но один из лучших советских актеров здесь откровенно халтурит, особенно когда фальшиво картавит на французский манер. Может быть, его голова была забита не своим персонажем, а прелестной Мариной Зудиной. Выпускница актерского факультета ГИТИСа училась на курсе у Олега Павловича Табакова. Во время учебы и начались их отношения.
Тайные встречи продолжались более 10 лет. В своих мемуарах актер и режиссер, указывает, что чувство любви посетило его в ноябре 1983 года. Марине, значит, только исполнилось 18 лет, а сам он отпраздновал 48-летие. В 1994 году Народный артист СССР развелся с женой и матерью двоих общих детей после 35 лет совместной жизни, а через год сыграл свадьбу со своей ученицей.
Интересные пересечения происходят иногда в жизни и в кино. В карьере Табакова были совместные съемки в другом водевиле со своей первой супругой Людмилой Крыловой.
В фильме 1979 года «Ах, водевиль, водевиль…» возрастной герой Олега Павловича сватается к юной девице в исполнении Галины Беляевой, а в итоге делает предложение ее служанке, которую как раз и сыграла жена.
Несовершеннолетняя Беляева в то время состояла в отношениях с режиссером Эмилем Лотяну, который был старше ее на 25 лет. Ради молодой возлюбленной Эмиль Владимирович окончательно расстался со своей многолетней дамой сердца Светланой Тома.
Олег Табаков пойдет по его пути…
У Марины Зудиной к моменту съемок в «Путешествии мсье Перришона» уже накопился немалый актерский опыт, а вместе с любимым (во всех отношениях) учителем она ранее сыграла в детской сказке «После дождичка в четверг» (1985).
Я нормально отношусь к актрисе, но только не за работу в водевиле. В роли дочери мсье Перришона юная Марина ужасна. Ей тоже не до своей героини.
У фильма «Путешествие мсье Перришона» есть одна большая проблема – он просто скучен всю первую половину. Музыкальное сопровождение тоже не спасает. Песен много, но, ни одного запоминающегося шлягера.
И лишь задорная и смешная развязка, с блистательной дуэлью героев Табакова (вот здесь мэтр наконец-то собрался) и Гафта оставит в целом благоприятные впечатления от проходной картины.