«Женщины» — о социальном расслоении в советском обществе

Рассказ Ирины Велембовской-Шухгальтер «Женщины» хорош. Он, что называется, тепло написан, без снисходительного полупрезрения к «простым тёткам», вкалывающим на мебельной фабрике.

Она их рисует такими, как есть — добрыми и подлыми …одновременно.

Фильм, снятый Павлом Любимовым в 1966 году, очень близок к тексту.

Отличий мало – сценарий, созданный при участии всё той же Велембовской, выстроен линейно, тогда как литературный первоисточник – это, как беседа – перескакивание с дней нынешних – в день вчерашний.

Длительность кинокартины – 106 минут. При этом сказано так много, что «Женщины» кажутся настоящей сагой. Советские авторы умели сказать, не размазывая идею на 101 бесполезную серию. Краткость — она чья сестра? То-то же.

Да, ещё в книге главной героиней получилась Аля, а в киноверсии равно показаны все три женщины – Катя Беднова, Дуся Кузина (хотя, на неё даже больший акцент) и Аля Ягодкина.

Интересный момент – Катя старше Дуси на 10 лет, а Дуся старше Али на столько же.

Это три совершенно разных смысла бытия, при том, что все они – родом из одной деревни и — работницы одной фабрики. И — выполняют одну и ту же работу, создают полированные шкафы-столики и комоды.

Очень тонко очерчено, как изменилась социокультурная психология с 1940-х до середины 1960-х.

Сейчас нам этого уже не понять, а тогда все видели, как шикарно стала жить молодёжь, родившаяся или во время войны или в 1945-1946 годах. Твист, наука, иностранные языки, полезные книжки.

Кибернетика! Родители, прошедшие коллективизацию, индустриализацию, войну, углы-коммуналки, хотели им подарить целый мир.

Причём, это не только в СССР, но и во всём мире. Но я сегодня остановлюсь на интереснейшем нюансе, в принципе, свойственном хомо-сапиенсу во все века…

Что за нюанс? Всё по порядку! Помните, у Кати есть сын Женечка – ухоженный студент, которого играет Виталий Соломин?

Типичный такой мальчик-шестидесятник – умный и остроумный, пересыпающий свою речь эффектными фразочками.

Его мать не может похвалиться особой грамотностью, а её фабричная карьера – лишь результат ударного труда и умения ладить с коллективом, а не итог вузовских штудий.

Это нормально для тех лет – старались двигать лучших профессионалов, асов дела, а не молоденьких «академиков», знающих процесс только по учебникам.

Но факт не в этом. Катя Беднова – простая деревенская женщина (её великолепно играет Нина Сазонова), а её сын уже …аристократ.

Посмотрите, как начинает себя вести мать, когда узнаёт, что её принц Женя ухаживает за «ничтожной» девчонкой Алей Ягодкиной.

Вы скажете, это из-за того, что у Али остался в деревне нагулянный (как тогда говорили) ребёнок от заезжего кавалера, тоже из образованных и за которого она не захотела потом выходить замуж?

Это – верхушка айсберга. Там есть фраза, точнее – вопрос: «Разве, Женечка, у тебя девчат знакомых… хороших, содержательных не хватает?

Что ж ты первой попавшейся деревенской девчонкой прельстился?» Это я цитирую по книге. В кино – мягче прозвучало.

Но определение «содержательные» – остался. Катя не желает, чтобы её сын …возвращался в то сословие, откуда она сама вышла.

До этого Беднова покровительствовала Але, пристраивала, пестовала, да и знакомство с Женечкой произошло в доме у Бедновых, на праздновании Нового Года.

Пока Ягодкина не покушалась на их «фамилию», она была очаровательной в глазах Кати. А потом – взыграло. Как? Не для такой вот Ягодкиной мы нашу ягодку растили да в институт готовили.

Это напоминает старинные пьесы-романы, где хозяйский отпрыск влюбляется в скромную воспитанницу благородного семейства.

Правда, Катя потом, образумилась и поехала за Алей в деревню, куда та сбежала от всего этого унижения. Тем не менее, осадочек-то остался.

В те годы это было распространено – заводские-фабричные «старики» упорно не желали своим детям пролетарской будущности и уже тем более – невест/женихов «из простых».

Это – обычное поведение, характерное для всех времён и народов.

Французский буржуа XVII века, научившись носить парик и кюлоты «как у Людовика», пытался выдать дочь замуж за дворянина.

Московские купчихи, знавшие по-французски примерно три слова, уже видели своих сыновей женатыми на девицах из аристократического пансиона.

Так и Катя Беднова, ставшая небольшим начальством и взрастившая сына-острослова, мечтала о невесте с приданым в виде диплома.

Более того, Аля, получив какое-нибудь высшее вечернее образование, потом будет отслеживать контакты своего сына, который (уж наверняка) защитит диссертацию. Девчонок из ПТУ терпеть в нашем образцовом семействе? О, нет, господа!

Оцените статью
«Женщины» — о социальном расслоении в советском обществе
Смешной случай в маршрутке, плюс 12 ярких анекдотов